Модный приговор. Приход одежных брендов в Украину задерживается

Коррупция, бюрократия и бедность – главные преграды на пути мировых одежных брендов в Украину

Ярко-розовый сатиновый сарафан за 20 евро, футболка из органического хлопка за 5, мужские кожаные ботинки за 39, детские босоножки за 15 и роскошный купальник за 10 евро. Такие ценники на одежду и обувь не из области фантастики, а из магазина шведской компании H&M в Мюнхене. Несмотря на то что аналогичные универмаги есть в сотнях европейских и азиатских городов, Украину этот оператор модной одежды покорять не спешит.

Пока только присматриваются к Украине сотни других игроков рынка недорогих вещей: по разным оценкам в стране присутствует от 3 до 5% всех мировых одежных и обувных брендов.

Киевлянку Светлану Обминяну этот факт немного расстраивает. "Во многом из-за того, что рынок не насыщен и конкуренция между ретейлерами невелика – одежда и обувь в Украине дороже, чем в Европе, – говорит она. – Кроме того, ассортимент представленных в нашей стране коллекций также желает лучшего". Обминяна знает об этом не понаслышке: она отвечает за привлечение международных ретейлеров на рынок Украины в консалтинговой компании UTG ("Украинская торговая гильдия"). Эксперт не сомневается, что выход на рынок большого количества международных операторов произведет в стране качественную и ценовую революцию: конкуренция ужесточится, и в борьбе за покупателя торговцы значительно расширят ассортимент и, возможно, уменьшат наценки на товар.

Но в ближайшее время порадовать украинских модниц и модников смогут всего несколько всемирно известных недорогих торговых марок. К уже открытым в Киеве магазинам известных английских брендов New Look и River Island летом добавится магазин американской компании GAP, популярный во всем мире немецкий New Yorker, а также откроются три точки финского ретейлера Finn Flare.

"Для тех компаний, которые смогут сейчас закрепиться на рынке, он станет в будущем очень перспективным", – объяс­няет стратегию компаний Михаил Уржумцев, совладелец российской "Мэлон Фешн Групп", в прошлом году открывшей в Украине дочернее предприятие и несколько магазинов. В планах компании – в ближайшие три года открыть 150 магазинов одежды, аксессуаров и белья торговых марок befree, Love Republic, Springfield, Si mi и других. Но такие ретейлеры, как Уржумцев, сегодня в Украине в меньшинстве. А это значит, что недорогих и качественных вещей в отечественных торговых центрах не будет еще долго.

Трудности перевоза

В 2010 году международная консалтинговая компания A.T. Kearney исключила Украину из списка тридцати стран, розничная торговля в которых привлекательна для инвестиций. Основными причинами такого шага стали политическая нестабильность, бюрократизация и, главное, коррупция.

Говорить о ней в открытую, опрошенные Фокусом импортеры одежды не соглашаются, опасаясь проблем, которые госорганы регулярно создают торговцам одеждой. Например, осенью прошлого года таможня, борясь с контрабандой и занижением ввозных цен, на два месяца задержала контейнеры с одеждой большинства операторов рынка. По информации одного из импортеров, согласившегося лишь на анонимное интервью, таможенники любыми способами тормозили оформление товара в ожидании вознаграждения. "Кто смог откупиться, быстро проехал, – говорит собеседник Фокуса. – А у тех, кто возит товар легально и не захотел платить, контейнеры стояли на границе по два месяца".

А Александр Жолудь, экономист Международного центра перспективных исследований, называет коррупционную составляющую в Украине "слишком затратной" для иностранных ретейлеров, которые не привыкли платить неофициальные поборы. Эксперт приводит в пример шведскую IKEA, которая, несмотря на планы многомиллионных инвестиций, так и не смогла открыть в стране из-за коррупции ни одного магазина.

Коньки не сносились

Не может похвастаться Украина и высокими доходами населения. Получая среднюю зарплату около 2 тыс. гривен, украинцы тратят на одежду и обувь менее 8% своего дохода. Причем, по данным инвестиционной компании Dragon Capital, в 2010 году этот показатель упал с 7,51 до 7,03%. И чем дальше от столицы, тем хуже обстоят дела с покупательной способностью населения. По данным Александра Жолудя, средняя зарплата по Украине в два раза меньше, чем в Киеве.

"Такой перекос в доходах совершенно не в интересах иностранных ретейлеров, – уверяет Дарья Ядерная, директор департамента аналитики по рынкам России и СНГ российской компании Esper Group. – Как правило, для инвестора интересен товарооборот в 10–15 млн. евро, что означает как минимум 10 полноценных магазинов". По словам эксперта, открывать такое количество торговых точек в столице рискованно, а идти в глубинку – значит рисковать еще больше.

К тому же в Киеве не хватает площадей для новых магазинов, говорит г-жа Ядерная. "Существующие торговые центры заполнены практически полностью, а новые не открывались уже почти два года", – рассказывает она. Это привело к тому, что собственники ТЦ начали активно повышать арендные ставки. По данным Марии Миронкиной, руководителя департамента торговой недвижимости CB Richard Ellis, с начала года арендные ставки в популярных торговых центрах в среднем выросли на 4–5% "На хорошие объекты цены будут повышаться и в дальнейшем", – прогнозирует эксперт. И даже несмотря на то, что в ближайшие два года заявлено к сдаче около 270 тыс. профессиональных торговых помещений, арендная плата вряд ли снизится. "Такого количества торговых площадей все равно недостаточно для мегаполиса уровня Киева", – говорит Миронкина.

Екатерина Шаповал, Фокус