Россияне, китайцы и французы намерены поделить нефть и газ Таджикистана, - СМИ
В Таджикистане начались активные поиски углеводородов. На рынке утвердились три иностранные компании: Газпром, CNPC и Total. DW решила выяснить, на что они могут рассчитывать
Таджикистан уже более полугода живет в условиях острейшего дефицита газа. С 1 января соседний Узбекистан прекратил поставки в страну голубого топлива. Как итог, приостановлена работа десятков крупных таджикистанских предприятий. Сложная ситуация возникла на единственном экспортоориентированном заводе - алюминиевой компании "Талко".
Но Таджикистан надеется на добычу в будущем собственных углеводородов. Оптимизм в этой связи внушает приход на рынок двух крупных компаний из Китая и Франции и геологоразведочные работы, которые проводит здесь российский концерн "Газпром". Эти исследования должны положить конец спорам о наличии или отсутствии газа и нефти на таджикской территории.
Рекордная скважина в регионе
"Газпром" начнет в августе разведочные испытания на участке Сарикамыш, что в 40 километрах от Душанбе. В июле здесь завершились буровые работы, в ходе которых российские геологи создали самую глубокую в Центральной Азии скважину почти на 6,5 тысяч метров. Сейчас на этом месте завершается подготовительный процесс, пояснили DW в Главном управлении геологии при правительстве Таджикистана. "Не хочется опережать события, но есть весьма оптимистичные прогнозы", - сообщил глава ведомства Азим Ибрагим.
По его прогнозам, суммарные запасы углеводородов на площади Сарикамыш составляют 20 миллиардов кубометров газа и около 17 миллионов тонн нефти. Но наличие этих ресурсов еще предстоит доказать в ходе обработки данных. "Продуктивные горизонты в недрах найдены и после испытаний станет известно, с чем мы имеем дело", - отметил Азим Ибрагим.
Он подчеркнул, что на геологоразведочные работы только на одной площади российская компания уже потратила более 5 миллиардов долларов. В представительстве "Газпрома" эти сведения не подтвердили, но и не опровергли, ссылаясь на конфиденциальность своей коммерческой информации.
Россиянам стало теснее
Помимо "Газпрома" в Таджикистане сейчас поиск углеводородов ведут около десяти зарубежных структур. В июне стало известно о приходе на рынок еще двух гигантов - китайской China National Petroleum Corporation (CNPC) и французской Total. Они вошли в долю по Соглашению о разделе продукции (СРП), которое еще в 2008 году официальный Душанбе заключил с частной канадской фирмой Tethys Petroleum Limited.
Контракт предполагает разделение обязательств этих трех иностранных компаний по инвестированию поиска и добычи углеводородов на Бохтарском газоперспективном участке, что близ таджикско-афганской границы. При этом, по соглашению, доля правительства Таджикистана составляет 30 процентов, остальные 70 процентов равно распределены между CNPC, Total и Tethys.
По информации Tethys, опубликованной на сайте этой фирмы, здесь находятся "гигантские и супергигантские" запасы нефти и газа. Эти ресурсы без учета фактора риска оцениваются в 27,5 миллиарда баррелей нефтяного эквивалента, из которых 70 процентов приходится на газ.
Как отметил Азим Ибрагим, крупные международные компании просто так на рынок не приходят. Соответственно, у них есть предметный интерес к таджикским недрам. "CNPC имеет богатый опыт геологоразведочных работ в мире и трактовок полученных результатов. Total поддержит техническим оборудованием. Эти компании собираются работать очень серьезно", - заявил глава Таджиглавгеологии.
Так есть ли газ?
В советское время в Таджикистане эксплуатировалось более 20 месторождений. Все они были мелкими. Ежегодно в республике добывалось около полумиллиона тонн нефти и порядка 300 миллионов кубометров газа. Эти источники уже отработаны. Но душанбинские специалисты говорят, что углеводороды в республике есть. При этом они опираются на данные исследований тектонистов и геофизиков периода СССР.
Как рассказал DW бывший вице-премьер таджикского правительства, геолог по специальности Георгий Кошлаков, прогнозные запасы юга Таджикистана составляют 800 миллионов тонн условного топлива, что фактически означает 800 миллионов тонн нефти или 800 миллиардов кубометров газа. "Это абсолютно реальная цифра, которую в результате серьезных работ можно реализовать", - говорит Кошлаков.
По его словам, получить предполагаемые ресурсы непросто и очень дорого. 98 процентов запасов - это залежи, которые находятся на глубине от 5 и выше километров.
Обнаружить их - дело весьма сложное в техническом смысле. "С ювелирной точностью нужно находить места заложения скважин. Сами буровые работы требуют очень крупного финансирования. В этом плане приход Total и CNPC надо приветствовать", - считает Кошлаков.
Сложная задача
Георгий Кошлаков называет работы "Газпрома" в Таджикистане уникальными. Он отмечает, что скважина пройдена без аварий и в короткие сроки подготовлена для испытаний. "На 100 процентов уверен, что там есть продукт. Пока трудно сказать об объеме, составе и давлении. Все это выяснится в процессе испытаний", - говорит Кошлаков.
Вместе с тем, он отмечает, что на получение промышленного притока газа потребуется немало времени. После сложнейших испытаний разведочной скважины, "Газпром" займется составлением проекта газового промысла с целью бурения промысловых скважин, правда, уже не на глубинах свыше 6 километров. "Результаты работ на Сарикамыше дадут принципиальный ответ на вопрос, где расположены прогнозные запасы и как их получить", - говорит Кошлаков.
Источник: Русская служба Deutsche Welle