Гройсман: Мы критически нуждаемся в российском газе
Вице-премьер-министр Владимир Гройсман рассказал Фокусу о том, на каких условиях Крым будет получать электричество и газ, за чей счет восстановят разрушенные в ходе войны районы, а также сможет ли Украина пережить зиму без российского газа
Все в его жизни было рано. В 14 лет пошел работать слесарем, в 16 стал коммерческим директором предприятия своего отца, а спустя год женился. В 27 лет его избрали секретарем горсовета Винницы, а через полгода, в 2006-м, он выиграл выборы городского головы. На второй срок Владимира Гройсмана переизбрали с колоссальным результатом — 78% проголосовавших, тогда как ближайший соперник, выдвиженец партии "Свобода" Антон Бойдаченко собрал 8,46% голосов.
После самоустранения Виктора Януковича 36-летний Владимир Гройсман оказался в новом правительстве Арсения Яценюка. С приходом Петра Порошенко к власти Гройсману предлагали возглавить президентскую администрацию, но он отказался, заявив, что хочет довести реформу местного самоуправления до логического конца.
Кто будет восстанавливать разрушенные в ходе АТО районы?
Европейские партнеры настроены помочь Украине, в том числе в восстановлении инфраструктуры. Более того, они хотят помочь создать там новые точки роста экономики, а значит, рабочие места.
То есть Украина рассчитывает исключительно на помощь из-за границы?
Страна переживает колоссальную проблему с государственными финансами, много денег было выведено за рубеж. В итоге нас ввергли в серьезные экономические проблемы. Но мы восстанавливаем свои силы.
Не замерзнем
Вы заявляли, что Украина может пережить отопительный сезон без российского газа. Как?
За счет увеличения собственной добычи топлива, реверсных поставок из Европы, уменьшения потребления и закупки российского газа. Комбинируя эти четыре направления, мы должны прожить отопительный сезон. Других вариантов нет. Всего нам не хватает около 7 млрд куб. м.
Увеличить на такой объем собственную добычу газа за полгода невозможно, реверс также не компенсирует дефицит. Что остается?
Да, мы критически нуждаемся в российском газе. Россия это понимает и пытается на этом играть. Но мы считаем, что у Москвы нет оснований отказывать нам в закупке газа по рыночной цене. Переговоры ведутся и будут продолжаться. А с точки зрения стратегической перспективы нужно максимально отказываться от газа — переход на твердое топливо и биотопливо позволит экономить минимум 1–2 млрд куб. м газа в год.
Повышение коммунальных тарифов по всей стране чревато ростом протестных настроений и неплатежей со стороны населения. Вы готовы к этому?
Значение имеет готовность общества пережить это. А риски есть всегда. Но у нас два варианта: привести тарифы к экономически обоснованному уровню и пережить это испытание либо найти такого человека, который мог бы объяснить, как при дефиците госбюджета в 280 млрд грн выйти из ситуации. Я пока таких людей не встречал. Цена нашей способности и готовности пережить эту непростую ситуацию — независимость страны.
После аннексии Крыма Украина перестала поставлять воду на полуостров. Крымские или российские власти пытались урегулировать этот вопрос?
Пока нет.
Вслед за прекращением поставок воды Крым может остаться без электричества и украинского газа?
Нужно переходить на систему, когда товар получают после того, как его оплатят.
Новый порядок
Вопросом децентрализации власти в Украине занимаются свыше 10 лет и все безуспешно. Самой власти отдавать часть полномочий в регионы невыгодно. Тем не менее, президент уже внес в Раду законопроект конституционных изменений, включающий в себя реформу самоуправления. На поддержку каких сил в парламенте вы рассчитывает?
В середине июня депутаты 274 голосами поддержали наш законопроект о сотрудничестве территориальных громад. Мы в этом увидели хороший знак и надежду, что эти же депутаты поддержат проект изменения Конституции, в котором есть блок местного самоуправления и децентрализации власти. Прогнозы подтвердились: 3 июля парламент включил в повестку дня проект закона "О внесении изменений в Конституцию Украины". "За" проголосовало 227 депутатов. Начался конституционный процесс, который позволит изменить систему власти в стране.
Одно из требований людей, воюющих против украинской армии в Донбассе, — федерализация. Вы же предлагаете децентрализацию власти. Это такой завуалированный компромисс?
Это разные вещи. Децентрализация дает больше полномочий на низшем, базовом уровне городов, сел, поселков. Федерализация — только на региональном, и это колоссальная угроза для жителей Донбасса. Ведь основной признак коррупции — жесточайшая вертикаль. При децентрализации власти полномочия передаются по горизонтали, где риски уменьшаются, так как появляется много разных субъектов. А со всеми договорить ся тяжело.
Президент внес в парламент законопроект конституционных изменений, предусматривающий реформирование местного самоуправления. В случае успеха децентрализации сколько денег будет оставаться в регионах?
Формулу сейчас подсчитываем. Распределение может осуществляться по принципу 50 на 50: половина доходов остается в области, половина идет государству. Пропорция может меняться, к примеру, 60 на 40 — все зависит от задач, которые планируют решать на местах. Из них десятки процентов будут оставаться на уровне сел-городов, около десяти процентов — на уровне района и еще меньше — на уровне области. Часть доходов, которые уйдут государству, возвратятся на места в виде дотаций.
Сегодня же бюджет города — это, по сути, касса для выдачи зарплаты. Местные доходы идут в Киев, откуда распределяются по регионам. Денег не хватает, в итоге 95% средств, которые получают местные бюджеты, направляются на выплату зарплат и на энергоносители. После реформы структура кардинально изменится, появятся средства для развития, модернизации дорог, ЖКХ и так далее.
За распределением денег будут присматривать представительства президента в областях?
Они будут присматривать за тем, чтобы законы не нарушались, в том числе и по использованию средств. Будут ликвидированы местные администрации, вместо них появятся исполкомы, главы которых будут избраны из числа местных депутатов. А представительство президента в области — это, по сути, будет юридический офис с небольшим аппаратом в несколько десятков человек.
Что станет с армией чиновников, работающих в администрациях?
Из администраций их переведут в аппараты облсоветов и исполкомов. А далее исполкомы сами решат, что с ними делать, кто реально эффективен, а кто нет.
Представительства президента будут контролировать структуры, которые больше других подвержены коррупции: силовиков, пожарных, санстанции и т. д. После реформы окажется, что огромные полномочия будут сосредоточены в руках представителей президента. Разве это не поле для коррупции?
Риск есть всегда, идеальных моделей не бывает. Но наша задача — построить противовес, который не дал бы узурпировать власть.
Возможно, для борьбы с коррупцией следовало бы подумать о сокращении всевозможных инспекций с неограниченными полномочиями?
Столько инспекций, сколько существует сегодня, стране действительно не нужно. Но количество контролирующих органов изменится лишь после того, как мы построим новую модель власти. Для этого до конца 2014-го нужно принять новый закон о местном самоуправлении, новую Конституцию, внести изменения в бюджетный кодекс, законы о центральных органах исполнительной власти. А с 1 января 2015 года до очередных выборов в местные советы обеспечить переходный период — подготовить не только нормативно-правовые акты, но и людей к новому законодательству. И после выборов новой власти появятся новые компетенции и полномочия.
Какова перспектива проведения внеочередных парламентских выборов в этом году и почему президент ждет решения парламента о самороспуске?
Парламент либо работает и принимает решения, нужные стране, либо, если он не способен объединиться во имя страны, стартуют перевыборы. Вот и все. Но я не берусь прогнозировать, когда это может произойти.
Вы подсчитывали сумму убытков, нанесенных государственным структурам, которые вы курируете, вашими предшественниками во власти?
За что не берешься, везде не хватает. То миллиарда, то двух, то трех. Цифры баснословные, в целом недостача в сотни миллиардов гривен. Картина примерно везде одинаковая: кредиты висят, проценты платят, деньги получены, но куда делись деньги–неизвестно.
Рука президента
Вы давно знаете Петра Порошенко, сохранили хорошие отношения еще со времен работы в Виннице. Часто встречаетесь теперь?
Встречаемся по мере необходимости, последний раз обсуждали децентрализацию власти.
Не боитесь, что в случае народного несогласия с президентской политикой можете попасть под тяжелую руку людей, которые назовут себя представителями третьего Майдана? Тем более что к вашему дому в Виннице уже наведывались представители Автомайдана.
Я не знаю, был ли это действительно Автомайдан, или другие люди, но зачем они приезжали — я не понял. Боюсь ли я? Я живой человек, но я ничего не сделал, чтобы навредить своему народу. Могу ли я ошибаться? Да. Могу ли я чего-то не заметить? Да. Если люди будут считать, что я в чем-то виноват перед ними, они имеют полное право с меня за это спросить. Но я бы не хотел, чтобы такие основания были.
Так зачем к вам приезжали?
Соседи рассказывали, что они развернули плакаты, включили музыку и говорили о судьбе беженцев, а сами при этом смеялись. Это цинизм. Нельзя подменять жизнь.
Майдан в том виде, в котором он сейчас существует в центре столицы, нужен?
А какой он сейчас?
Там появилось много маргиналов, которые не всегда трезвы, ходят с дубинками, нападают на журналистов…
Так как вы описываете - картина страшная и неприятная. Это пугает людей. Поэтому нужно найти возможность, чтобы подобные вещи не происходили. Я не думаю, что вопрос нужно решать силовым путем, с людьми надо поговорить…
Как именно их убедить покинуть Майдан?
Я не знаю, у меня нет ответа на этот вопрос.
Дмитрий Орлов, Фокус