Все статьиВсе новостиВсе мнения
Экономика
Украина
Красивая странаРейтинги фокуса

Всю систему менять надо. Как Украине отстроить экономику

Всю систему менять надо. Как Украине отстроить экономику

Важно помнить, что настоящая реформа государства состоит не в смене чиновников, а в построении эффективной и независимой правовой системы и создании прозрачного законодательства

000

Чтобы сохранить нынешнюю ситуацию, заинтересованные в статус-кво будут громче всех требовать люстраций, увольнений, наказаний и мер контроля. На практике они будут переставлять фигуры с места на место, давая недовольству народа выход, но ничего не меняя по сути. 

 В брежневские времена, когда в России активно велась борьба против "использования служебного положения", и даже детективы, транслируемые  по телевизору, были на эту тему, популярным был анекдот про сантехника. Его спрашивают: - Тебя за что посадили? - Сам не понимаю! Вызвали на райком отопление починить. А там собрание райкома идет. Я другие комнаты посмотрел, захожу в зал, секретарь ко мне обращается – "А что Вы, товарищ Петров, думаете?" Ну я и говорю – "здесь отдельными заменами, товарищ секретарь, не обойтись – здесь всю систему менять надо, прогнило все у вас". Тут меня и взяли.

Сантехник Петров был прав: мировая практика показывает, что место на 100% "играет" человека. Никакая люстрация не превратит воров в честных, дураков – в талантливых, а пассивных – в инициативных. На место одних придут другие – такие же.

В мире есть только один способ построения развитой экономики – через устранение коррупции, построение комфортного для бизнеса законодательства и независимого правосудия. Это требует не люстраций, а изменений системного характера. В ситуации экономической катастрофы, Украине надо двигаться в этом направлении революционными методами и очень быстро.

Основой для резкого снижения уровня коммерческой коррупции может служить только существенное снижение регулятивной роли государства. Необходимо масштабно (частично – временно, частично – навсегда) сократить количество лицензируемых видов деятельности и "глубину" лицензирования; резко снизить объем проверок бизнеса (как в финансовом, так и в других смыслах); упразднить дублирующие, лишние и неэффективные бюрократические процедуры.

Часто даже в рамках такого процесса власть "не трогает" процедуры, которые, при условии своего добросовестного исполнения, являются полезными. Это неверный подход. Будучи корруптогенными, такие процедуры давно потеряли свой теоретический смысл и стали просто кормушкой для чиновников. Их устранение не принесет вреда, так как от них не было пользы.

Очевидно, что в будущем необходимо будет выстраивать их по-новому, но – не сегодня. Для их построения необходимо сперва создать институт независимого суда, изменить (часто – упростить) законы, широко развить саморегулирование. 

Аналогично бизнес-коррупции, только формирование прозрачных и "защищенных от произвола" административных процедур ведет к резкому снижению коррупции "бытовой". В той же России взятки на дороге перестали давать, только когда штрафы стало возможно оплатить в любом банке в течение длительного времени, а большинство нарушений стало фиксироваться камерами, а не полицией. В то же время, например, в области получения заграничных паспортов коррупция процветает – просто потому, что система подачи документов искусственно запутана, включает передачу "на бумаге", а в пунктах приема часты очереди.

Огромную роль в развитии экономики играет судебная система. Можно встретить даже экономически развитые страны, в которых местами высока коррупция, большие налоги и сложная бюрократия. Но не существует развитых экономически стран, в которых нет независимого суда.

Создание системы независимого правосудия требует множества шагов. Необходимы изменения законодательства, делающие законы однозначными, прозрачными и покрывающими все правовое поле. Нужны изменения в порядке назначения судей (при этом всеобщая выборность судей, как показывает практика, существенно повышает качество суда, особенно при условии независимости суда высшей инстанции от других ветвей власти страны, в частности – при избрании председателя верховного суда всеобщим голосованием).

Нужно жесткое разделение (и административное, и в виде "китайской стены") между органами суда, прокуратуры, следствия, исполнения наказаний и пр. Плюс максимальное использование суда присяжных, в том числе – в рамках хозяйственных споров. Но всех этих изменений может оказаться мало для придания суду действительно независимого характера, а правосудию – доступности.

Возможно, Украине стоит вспомнить опыт Сингапура и воспользоваться дружеским отношением Евросоюза. До 1989 года во всех случаях (и по сей день иногда), стороны судебного процесса в Сингапуре имели право на обращение в юридический комитет Тайного Совета Великобритании в качестве высшей апелляционной инстанции. Такая зависимость сингапурской системы правосудия от британских судей была в течение десятилетий становления сингапурской системы права гарантией возможности получения независимого и объективного разбирательства.

Нет сомнений, что Украина сможет договориться со странами ЕС и/или США как о направлении в страну советников и консультантов для реформирования системы, так и о делегировании полномочий высшей апелляционной инстанции какому-либо внеукраинскому институту на период формирования и совершенствования своей системы.

Очевидно, что внутри Украины много заинтересованных в сохранении непрозрачности экономики, возможностей для коррупции и контроля над судами. Именно они, чтобы сохранить нынешнюю ситуацию, и одновременно демонстрировать "единение с чаяниями народа", будут громче всех требовать люстраций, увольнений, наказаний и контроля.

На практике они будут переставлять фигуры с места на место, давая недовольству выход, и ничего не меняя по сути. Задача тех, кто хочет действительного прогресса в стране - не клевать на эту удочку, и проводить в жизнь (или – требовать, в зависимости от позиции) настоящие и быстрые реформы.

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.