Добро пожаловали. Как украинский бизнес переживает торговую войну с Россией

Фото: 123rf
Фото: 123rf

Отказываясь от украинской продукции, Россия стимулирует наших производителей выходить на альтернативные рынки, окончательно разрушая старые советские схемы работы

Related video

"За первое полугодие 2014-го продажи нашей продукции в РФ упали на 17%, и в августе мы приостановили работу филиала в Ростове-на-Дону", — жалуется директор департамента внешнеэкономической деятельности ТД "Щедро" (производитель майонезов, соусов и т. п.) Сергей Демченко. По его словам, путь на российский рынок осложнили досмотры на границе и предвзятые проверки Роспотребнадзора. Для некоторых отраслей экономики российские проверяющие структуры и вовсе перекрыли доступ на рынок РФ. В частности, в 2014 году в такой ситуации оказались украинские производители кондитерских изделий, пива и других продуктов.

Проблемы у украинских экспортеров на российском рынке начались еще в 2008–2010 годах, несмотря на кремлевскую риторику об интеграции и углублении связей. По словам гендиректора ГК "Агровет Атлантик" (производитель кормов для животноводства) Максима Шевчука, Россия была сложным партнером даже до событий 2014 года — украинские поставщики вынуждены проходить слишком предвзятую инспекцию Россельхознадзора и терпеть высокомерное отношение российских партнеров к своей продукции.

"Бизнесмены из России воспринимают деловое сотрудничество с Украиной как признание своего поражения. Они с трудом допускают мысль, что в Украине производят продукт хорошего качества", — делится наблюдениями собеседник Фокуса.

По словам вице-президента по стратегическому развитию Американской торговой палаты в Украине Тараса Качки, из-за проблем на российском рынке особенно пострадали украинские компании, структура экспорта которых была наименее диверсифицированной (машиностроение, химпром, металлургия и др.). Именно в этих отраслях объем экспорта ощутимо снизился за январь — август 2014-го из-за охлаждения отношений с Россией.

Активизация пророссийских боевиков на востоке Украины еще больше усугубила проблемы экспортеров. Особенно пострадала металлургическая отрасль — предприятия на территории АТО остановили работу, а производственные цепочки оказались нарушенными. Но и конъюнктура российского рынка, развитие которого тормозят санкции запада, росту товарообмена отнюдь не способствует.

"В 2014 году на российском рынке цены на стальной прокат падали на фоне девальвации рубля, а наши затраты на логистику увеличивались из-за закрытия ряда пограничных переходов. В результате объем поставок стального проката Метинвеста в Россию в 2014-м должен сократиться примерно на 23% (на 363 тыс. тонн)", — рассказали в пресс-службе металлургического предприятия Метинвест (входит в холдинг СКМ Рината Ахметова).

В другой компании СКМ — Corum Group (производитель горного оборудования) в России теперь фокусируются на послепродажном обслуживании техники. Ведь из-за стагнации российского рынка металла инвестиции в угольные предприятия РФ сокращаются, шахты не строятся, а новое горно-шахтное оборудование не закупается.И это только начало. По прогнозам не ангажированных Кремлем экономистов, российскую экономику на фоне падения цен на нефть и усиления экономических санкций ждет продолжение рецессии.

Пионеры-герои

Меньше всего от торговой войны с Россией пострадали отрасли, которые первыми диверсифицировали географию экспорта. То есть успели снизить зависимость от рынков бывшего СССР, не дожидаясь охлаждения отношений между странами. Так, например, украинские производители растительного масла, которым в 2014-м удалось нарастить объемы экспорта, от недружественных действий северного соседа практически не пострадали. В тройку крупнейших украинских экспортеров этого товара входят компании "Кернел", "Креатив" и "Каргил".

Как отмечает глава правления группы "Креатив" Юрий Давыдов, экспортные операции его предприятия изначально были ориентированы на азиатские и европейские рынки, а удельный вес продаж в РФ составлял не более 1,5–2%. В частности, сейчас Креатив налаживает сотрудничество с Ближним и Дальним Востоком — в 2013-м представительства группы были открыты в Китае и ОАЭ. Европейские рынки в компании считают перспективным направлением для продажи подсолнечного шрота (твердые отходы после отжима масла). По словам Юрия Давыдова, после проведения сертификации шрота по международной системе в 2014–2015 годах компания планирует увеличить его поставки в ЕС на 30% и расширить географию за счет Бельгии, Италии и Швейцарии.

Нажмите для увеличения

Fullscreen

Председатель совета директоров ассоциации "Союз птицеводов Украины" Александр Бакуменко отмечает, что экспорт мяса птицы из Украины в 2014 году вырос на 18%, несмотря на приостановку поставок в РФ. По итогам года представители отрасли рассчитывают экспортировать до 160–170 тыс. тонн продукции (в 2013-м — около 145 тыс. тонн). По словам собеседника Фокуса, основными экспортерами в этом сегменте являются компании "Мироновский Хлебопродукт" (ТМ "Наша Ряба"), "Агромарс" (Гавриловские курчата), птицефабрика "Днепровская" и агропромгруппа "Пан Курчак". Мясо птицы они экспортируют в 37 государств, в числе которых страны ЕС, СНГ, арабского мира и Африки. На повестке дня у украинских птицеводов — выход на рынки Китая, Саудовской Аравии и Южной Африки. Производители яиц — компании "Авангард", "Овостар" и др. — также осваивают новые рынки.

По словам Александра Бакуменко, в ноябре 2014-го они начинают поставки продукции в страны ЕС, а уже сейчас экспортируют в 50 стран мира. Подобный успех украинских птицеводов на международной арене Бакуменко объясняет высокой конкурентоспособностью и вертикальной интеграцией, благодаря которой предприятиям отрасли удается обеспечить низкую себестоимость и высокое качество продукции.

Кто куда

Отечественные компании теперь также вынуждены искать альтернативу рынку РФ по многим направлениям. Тарас Качка,вице-президент по стратегическому развитию Американской торговой палаты в Украине, приводит в пример украинских машиностроителей, которые начали активно сотрудничать с польскими партнерами, и производителей молочной продукции, пива и воды, ведущих активные поиски выхода на рынки Индии и Африки. Так, например, компания Corum, по информации пресс-службы предприятия, недавно открыла торговое представительство в Польше, которое уже поставило в эту страну два проходческих комбайна и до середины 2015-го планирует реализовать еще пять единиц аналогичной техники.

Выйти на рынок Китая этот украинский производитель горных машин планирует за счет размещения на территории Поднебесной своего производства. По информации пресс-службы Corum, в мае 2014 года компания уже подписала протокол о намерениях с китайской корпорацией Тайджун по созданию совместного предприятия. Сначала оно будет собирать оборудование для китайского рынка из основных узлов, произведенных в Украине.

В дальнейшем планируется поэтапная локализация производства и поставка оборудования совместного предприятия на рынки других стран. Металлурги, которые в 2014-м, как и машиностроители, оказались не в самой благоприятной ситуации, тоже ищут альтернативу рынку северного соседа.

"На фоне достаточно слабого спроса в РФ и сокращения объемов производства мы сфокусировались на рынках Европы, Ближнего Востока и Персидского залива", — рассказали Фокусу в пресс-службе компании Метинвест.

При этом по наблюдениям Тараса Качки, на новый рынок сейчас легче выйти в качестве поставщика составляющей конечного продукта, чем конкурировать с производителями готовой продукции: "Например, иностранные компании проявляют интерес к отдельным деталям, составным частям и конструкторским разработкам украинских машиностроителей".

В группе компаний "Агровет Атлантик" считают, что с потенциалом кормового рынка России могут сравниться только африканские страны — Судан, Уганда, Кения и Нигерия. Поэтому компания еще в 2013 году выиграла тендер правительства Нидерландов на строительство комбикормового завода в Уганде, а в перспективе планирует сотрудничать и с другими странами региона.

"Арабские страны чрезвычайно консервативны в деловом партнерстве. За последние годы здесь мы прибавили около 5% только по одному направлению — птицеводству. Среди стран СНГ мы налаживаем сотрудничество с Казахстаном и Узбекистаном, но динамика этих стран не может сравниться с рынком России или Африки", — рассказывает об опыте своей компании Максим Шевчук из "Агровет Атлантик".

Опрошенные Фокусом представители пищепрома активно расширяет географию сбыта преимущественно в западном направлении. По словам Сергея Демченко, в 2014 году прирост экспорта на 20% в компании планируют обеспечить за счет работы с новыми рынками — Великобритании, Германии, Латвии, Румынии, Чехии, Израиля, США и Канады. В этих государствах масложировую и соусную продукцию под маркой "Щедро" впервые попробовали в 2014 году. "Для продвижения на рынки ЕС мы адаптировали рецептуру под требования местного законодательства, а для выхода на рынок Израиля запустили процесс кошеризации производства Запорожского масложирового комбината", — делится опытом Сергей Демченко из ТД "Щедро".

Нажмите для увеличения

Fullscreen

В компании Carlsberg Ukraine в 2014 году расширили географию своего присутствия за счет выхода на рынки Греции и Кипра. Наибольшей популярностью на зарубежных рынках пользуется продукция компании под маркой "Львівське". "В текущем году экспорт в страны дальнего зарубежья растет, однако объемы поставок остаются небольшими", — рассказывает гендиректор компании Carlsberg Ukraine Евгений Шевченко. В числе основных препятствий собеседник Фокуса называет высокую конкуренцию на европейском рынке пива, государственную монополию на спиртные напитки в отдельных странах (Канада и др.), а также относительно небольшие сроки годности пива, что затрудняет экспорт в отдаленные страны.

Сложности перехода

По словам старшего менеджера налогового и юридического консультирования КПМГ в Украине Юлианы Ревюк, организация совместной деятельности с европейским партнером стала для украинских компаний наиболее распространенным способом выхода на рынки ЕС в 2014 году.

"Специальных ограничений для украинских компаний в ЕС не существует, за исключением возможности участия в госзакупках и т. п. Однако в отдельных случаях украинские компании сталкивались с искусственными препятствиями, созданными участниками европейского рынка — необоснованным затягиванием с предоставлением членства в ассоциациях производителей ЕС и т. п.", – объясняет собеседница Фокуса. По ее мнению, вступление в силу Соглашения об ассоциации с ЕС в 2016 году полностью откроет европейский рынок для украинских компаний, а наличие органов контроля поможет предотвращать подобные нерыночные методы борьбы против них.

Для украинских производителей, для которых РФ оставалась традиционным рынком сбыта, разрыв налаженных связей с северным соседом является особенно болезненным процессом. "У некоторых компаний экспорт в РФ составлял до 80% продаж, — уточняет партнер отдела консультационных услуг компании EY Артем Козловский. — Выйти на новые рынки, наладить новые логистические маршруты, перенести производство подальше от зоны АТО и перестроить процессы под новых клиентов — нетривиальная многовекторная задача на несколько лет".

Тем не менее подобная переориентация на новые направления может дать украинским производителям мощный импульс для развития.

"Ни один новый рынок, будь то ЕС, СНГ, Африка или Азия, не примет низкий по качеству или невостребованный в стране производителя товар. Поэтому компания, которая стремится выйти на новые рынки, должна максимально повысить качество своей продукции, сделав ее востребованной для внутреннего потребителя, и лишь потом выводить ее на экспорт",— отмечает исполнительный директор Европейской бизнес ассоциации Анна Деревянко.

Собеседница Фокуса отмечает большую роль в этом процессе государства, от которого зависит совпадение принятых внутри страны технических регламентов и стандартов качества продукции с европейскими и международными аналогами.