Всем переделам передел. Что забыл Коломойский у офиса Укртранснафты

Фото: dnepr.com
Фото: dnepr.com

Ночной конфликт у офиса Укртранснафты — первая ласточка в процессе перераспределения сфер влияния в стране

Related video

"Тот, кто контролирует Укртранснафту, контролирует всю нефтепереработку в стране, — говорит экс-министр экономики Владимир Лановой. — Мало купить нефть на аукционе, нужно заключить контракт с Укртранснафтой на ее транспортировку. А монополист может тянуть с заключением контракта из-за отсутствия "технических возможностей" месяцами".

Это объясняет неожиданный ночной визит губернатора Днепропетровской области Игоря Коломойского с личной боевой группой в офис Укртранснафты. Смена лояльного руководства предприятия явно не входила в его планы. Коломойский понимает, какие риски возникают для его нефтяной империи. В свое время блокирование удобных путей транспортировки нефти к Одесскому НПЗ сделало нерентабельным производство нефтепродуктов на самом современном из нефтеперерабатывающих заводов страны. И, напротив, превратило Кременчугский НПЗ Коломойского в монополиста отечественной нефтепереработки.

Война за казенные деньги

Укртранснафта — предприятие полностью государственное. Каких-либо корпоративных интересов там не может быть в принципе. Впрочем, в реальности компанию до вчерашнего дня контролировал ставленник "Привата" Александр Лазорко. Ранее он работал на приватовских НПЗ "Галичина" и "Нефтехимик Прикарпатья", которые сейчас простаивают и используются как нефтехранилища.

Именно Лазорко в прошлом году выступил с инициативой откачки из нефтепровода технологической нефти, которая была впоследствии продана на Кременчугский НПЗ по заниженным ценам. Он же передавал государственную нефть на хранение структурам "Привата". По информации Министерства энергетики и угольной промышленности, в 2015 году стоимость хранения была повышена в вдвое, до 6,4 грн/т. И сегодня структуры "Привата" получают от государства порядка 2,5 млн грн за хранение нефти.

Украинская власть согласна безоговорочно выполнять все требования международных структур. Одно из них — наведение порядка на рынке нефти и газа

О желании уволить Лазорко министр энергетики Владимир Демчишин заявлял давно. Но до последнего времени не получалось это сделать, и вчерашнее увольнение стало абсолютной неожиданностью. Наблюдательный совет Укртарнснафты (фактически это сотрудники Нафтогаза, которому принадлежат 100% акций Укртранснафты) решил лишить Лазорко полномочий главы правления компании, а на его место назначил Юрия Мирошника. Выбор показательный. До этого Мирошник не имел дело с нефтебизнесом. Он работал в СБУ, где занимался экономическими преступлениями. Сам Мирошник не скрывает, что его основная задача — провести расследование деятельности Лазорко и финансовых показателей компании.

Лазорко выдвинул три основных версии причины своей отставки: желание неких лиц завладеть финансовыми потоками предприятия; коррупцию правоохранительных органов, которые "крышуют" нелегальные врезки в нефтепроводы, ведущие к мини-НПЗ, и, наконец, причастность к увольнению группы "Континиум" Игоря Еремеева (этот народный депутат — главный соперник Коломойского в тендерах по закупкам нефтепродуктов). А сам Коломойский в качестве одного из возможных заказчиков "рейдерского захвата" Укртранснафты назвал имя депутата от блока Петра Порошенко Игоря Кононенко. Тот уже успел опровергнуть заявление днепропетровского губернатора, заявив, что просто "попал под его горячую руку".

Латание черных дыр

Эмоциональное поведение Коломойского, который, выйдя из здания Укртранснафты, не стесняясь, матерился прямо на камеры, легко объяснить. В один день была разрушена тщательно выстроенная вертикаль, приносящая огромные деньги. Ведь помимо контроля над Укртранснафтой Коломойского лишили и оперативного контроля над Укрнафтой — Рада снизила кворум для принятия решений акционерными обществами с 60% до 50%+1 акция (группа "Приват" владеет 42% Укрнафты).

До вчерашнего дня Укрнафта контролировалась группой "Приват", хотя Нафтогаз и владела 50%+1 акцией компании. Делалось это за счет подконтрольного менеджмента и блокирования собраний акционеров. В результате сменить руководство предприятия государство не могло, а вся прибыль Укрнафты оставалась в распоряжении приватовцев.

Причины конфликта ясны. Украинский бюджет остро нуждается в деньгах МВФ, поэтому власть согласна безоговорочно выполнять все требования международных структур. Одно из них — наведение порядка на рынке нефти и газа. В МВФ понимают, что без прозрачности бюджет Нафтогаза и связанных с ним газо- и нефтедобывающих компаний является бездонной дырой, куда с концами утекают все финансовые вливания.

Если это действительно так, влияние олигархических кланов на экономику страны будет ослабевать и дальше. Но это, пожалуй, дело более отдаленного будущего. А вот грандиозный передел сфер влияния и собственности в стране в свете объявленной Кабмином масштабной приватизации уже стартовал.