Все статьиВсе новостиВсе мнения
Экономика
Украина
Красивая странаРейтинги фокуса

Украинские власти резко усиливают налоговое давление

Украинские власти резко усиливают налоговое давление
Украинские власти, в отличие от европейских или американских, в поисках доходов для госбюджета резко усиливают налоговое давление. При этом не забывая снижать выплаты бюджетникам
000

 
С нового года Виктор Кремизович, известный в автомобильных кругах под ником Подводник, почувствовал себя обладателем 4,5 КамАЗов или 66 «Ланосов». Всё дело в том, что резко увеличился транспортный сбор на крупнолитражные автомобили. 

– Если до изменений тарифов я платил за свой Nissan Patrol 1993 года выпуска 2500 гривен, то теперь вынужден каждые два года выкладывать более 10 тысяч, – объясняет Виктор. 

Денег не будет
Повышение транспортного сбора – лишь один из многочисленных способов наполнения государственного бюджета. А точнее, одна из «затычек» его многочисленных брешей в условиях кризиса. 

Ведь большинство планов поступлений, заложенных в главную смету страны, выполнить попросту нереально. Например, привлечь займы на 88,9 млрд. грн. 

– Такая ситуация означает одно: денег не будет, – объясняет исполнительный директор Case Ukraine Дмитрий Боярчук. 

Остаётся одно – увеличивать налоговое давление на бизнес. Например, неприятным сюрпризом для малых предпринимателей стал законопроект о местных налогах и сборах, поданный в начале года на рассмотрение Верховной Рады. 

Председатель горкома профсоюзов предпринимателей Харькова Сергей Фатеев иначе как драконовским законопроект не называет. 

– Рыночный сбор, который уплачивает предприниматель за торговлю на рынке, в конце прошлого года предложили заменить рыночным налогом. В результате простому торговцу пришлось бы платить на 600 процентов больше! – возмущается он. 

Г-н Фатеев подсчитал: если бы новые требования вступили в силу, торговцы крупного одесского рынка «7-й километр» должны были бы заплатить до 1,4 млрд. грн. в год. Впрочем, дракон умер, не родившись: парламент не принял законопроект за основу. Но на этом неприятности бизнесменов не закончились. В частности, вновь возрождается практика требовать налоги авансом. «Налоговики собирают предпринимателей и убеждают, что надо заплатить на 3–4 месяца вперёд», – рассказывает Сергей Фатеев. 

Дойные коровы. Сергей Фатеев возмущён намерениями властей наполнить госбюджет за счёт заоблачных налогов для малого бизнеса
Дойные коровы. Сергей Фатеев возмущён намерениями властей наполнить госбюджет за счёт заоблачных налогов для малого бизнеса



Объять необъятное
Значительным источником поступлений в казну должны стать и акцизные сборы. Для некоторых товаров они уже увеличились. Например, ставка на пиво выросла на 10%, на спирт и ликёро-водочные изделия – на 7%, в 1,5 раза подняли акциз и для табачников. 

Тем не менее риск недополучения акцизов в госказну сборов весьма велик, предупреждает замглавы Государственной налоговой администрации Александр Буханевич. Поэтому нужно либо изменить требования к ним, либо попросту увеличить ставку. 

Всего доходных статей в бюджете около 50. Так что ещё есть где развернуться. Например, на 43,9% увеличилась плата за пользование недрами. Стоит ли говорить, что это повысит себестоимость металлургической продукции и снизит её конкурентоспособность на мировых рынках? 

Местные власти тоже озабочены поиском бюджетных доходов. Чего только стоит повышение мэром Киева Леонидом Черновецким коммунальных тарифов для юрлиц в 5–10 раз. 

Однако эксперты уверены, что все эти повышения не помогут. Во-первых, их не хватит. Во-вторых, добросовестные налогоплательщики даже при всём желании не смогут столько платить. «Нельзя наполнить бюджет, когда не с чего собирать налоги. Нужно сокращать его расходную часть», – говорит Дмитрий Боярчук. 

«Рыночный сбор предложили заменить рыночным налогом. В результате простому торговцу пришлось бы платить на 600% больше»


Бюджетные хитрости
И это сокращение уже фактически началось, просто политики предпочитают не говорить об этом перед телекамерами. 

– За январь нам выплатят только половину оклада. До 22-го числа не было аванса, а потом дали только 20 процентов, – рассказывает сотрудница кафедры Киевского политехнического института Юлия. 

Дальше будет не лучше, убеждён преподаватель компьютерных технологий одного из государственных вузов Алексей Руденко: 

– Объявили, что с февраля зарплата урезается на 50 процентов. Пока обещали никого не увольнять, но только до лета, а там посмотрят. 

Формально никакого урезания зарплат не происходит. 

– Нам сказали, что вторую половину зарплаты выплатят, но потом, – объясняет Руденко. 

А пока Алексей с женой, тоже преподающей в вузе, будут получать по 700  грн. вместо 1500. 

– Мы-то в основном зарабатываем программированием. Но есть преподаватели, которые живут только на зарплату, – говорит Алексей. – А нашей с женой зарплаты теперь не хватило бы даже на оплату съёмной квартиры. 

Есть и ещё одна бюрократическая тонкость. 

– Социальные статьи обычно не урезают, особенно с учётом социальной ориентации бюджета, – говорит директор экономических программ Украинского центра экономических и политических исследований имени Разумкова Василий Юрчишин, – урезать могут лишь премии и надбавки. 

Но от этого не легче, ведь эти надбавки во многих случаях составляют примерно половину доходов бюджетников. 

Америка не указ
Конечно же, бюджетные расходы сейчас сокращают не только в Украине. Правда, речь идёт о разных статьях. Например, Барак Обама, став президентом США, заморозил зарплату сотрудникам Белого дома. 

– А у нас депутаты недавно подняли себе зарплаты на 10 тысяч гривен, – возмущается Виктор Кремизович. – Это мой транспортный сбор за 2 года! Проведя нехитрые подсчёты, «обладатель» 66 «Ланосов» пришёл к выводу, что годовую надбавку к зарплате всего депутатского корпуса смогут обеспечить 5–6 тыс. владельцев крупнолитражных легковушек. 

Но Подводника такое положение дел не устраивает. Поэтому 5 февраля он с товарищами по несчастью организует акцию протеста против повышения транспортного сбора.

Наглообложение
Олег Назаренко, гендиректор Всеукраинской ассоциации автоимпортёров и дилеров
 

Я верил, что увеличение транспортного сбора пойдёт на ремонт и строительство дорог к Евро-2012. А оказывается, мы будем собирать деньги, чтобы вернуть долги Укравтодора компании Morgan Stanley. Причём автолюбители не знают, куда именно были потрачены эти кредитные деньги, но, глядя на дороги, проложенные к особнякам в Конча-Заспе (элитный пригород Киева. – Фокус), начинают догадываться. 

Не проще ли долг реструктуризировать, объявить Укравтодор банкротом – и пусть его бывшее руководство разбирается, куда ушли кредитные деньги. Подозреваю, что объяснят, как в «Кавказской пленнице»: вино и шашлыки комсомолка Нина выбросила в пропасть. Вместо Укравтодора следует создать новую организацию, которая будет заниматься строительством и ремонтом дорог под жёстким контролем общественности (Клуба автолюбителей, например). 

Депутаты совершенно не считаются со своими избирателями: электорат всё стерпит. В то время когда Гордон Браун в Великобритании уменьшает НДС, Ангела Меркель в Германии отменяет транспортный сбор, Верховная Рада сначала увеличивает акциз на авто, потом вводит 13% надбавки на пошлину, а затем повышает размер транспортного сбора. Кстати, Сергей Терёхин утверждает, что если машина стоит в гараже и ею не пользуются, можно не платить сбор – автовладельца не поймают и не накажут. Возражу: транспортный сбор с 10 января стал налогом. А значит, даже если автомобилист не использует свою машину годами, налоговики рано или поздно придут к нему в гости. 

Закон о транспортном сборе нужно срочно отменить. А вместо этого ввести дополнительную составляющую в цену топлива, как поступили, например, в США, где налог на содержание и развитие дорог составляет 18,3 цента за галлон бензина. Тогда вносить свою лепту будут не только украинские автолюбители, но и транзитные автомобили из других стран, колесящие по нашим дорогам абсолютно бесплатно.

Непопулярные меры
У государства есть как минимум пять способов решить бюджетные проблемы. Но любой из них вряд ли понравится простому украинцу
 

Изменение законов
Внося изменения в действующие законы, можно «подрезать» отдельные социальные расходы.

Непопулярные меры. У государства есть как минимум пять способов решить бюджетные проблемы. Но любой из них вряд ли понравится простому украинцу


Скрытый секвестр

Бюджет не пересматривается, но наращивается задолженность по социальным выплатам, погашение которой производится либо в ущерб другим статьям бюджета, либо откладывается на будущее.

Подзаконные акты
Кроме законов существует множество методик, положений, инструкций, нормативов и прочихдокументов, изменить которые могут органы исполнительной власти. 

Секвестр бюджета Сокращение расходов на отдельные статьи госбюджета или на все статьи за исключением так называемых защищённых. 

Эмиссия денег
Правительство выпускает облигации, которые приобретает Нацбанк, печатая для этого дополнительные гривны. Номинально все выплаты будут произведены, но скачок инфляции неизбежен.

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.