Закрой за мной дверь. Провалы и успехи иностранных инвесторов в Украине

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Фокус собрал 8 инвестиционных проектов, закрытых  в Украине, и 6 самых крупных  иностранных инвестиций за последние два года

Related video
Fullscreen

Март 2014 года

X5 Retail Group (Россия)

Как ушла Продала 12 киевских супермаркетов под брендом "Перекресток". Покупатель — сеть Varus днепропетровского предпринимателя Руслана Шостака.
Почему ушла Официально X5 Retail Group не объяснила причины ухода с украинского рынка. Конкуренты говорят, что компанию испугало возможное наложение санкций на российские активы и проблемы с поставкой продукции из РФ. Инсайдеры уверяют, что сумма сделки была минимальная, — российский бизнес решил попросту сбежать с рынка.

Апрель 2014 года

Gruppo Campari (Италия)

Как ушла Продала Одесский завод шампанских вин компании — импортеру алкоголя "Винфорт" (Одесса).
Почему ушла Официальная причина: Gruppo Campari осенью 2013 года приняла стратегическое решение сфокусироваться только на поставках напитков, а не на их производстве в регионе из-за более высокой маржинальности импорта. В то же время эксперты рынка считают, что итальянцы разочаровались не только в идее дополнения портфеля локальными брендами, но и в условиях ведения бизнеса в Украине.

Апрель 2014 года

OBI (Германия)

Как ушла Немецкая сеть строительных магазинов закрыла все три украинские торговые точки OBI — в Харькове, Одессе и Мариуполе.
Почему ушла Официальная причина: компа­ния решила покинуть рынок Украины "в связи с опре­деленными моментами и причинами, которые происходили в самой группе OBI". При этом в компа­нии заверили, что уход не был связан с политической ситуацией, но признались, что на украинском рынке им пришлось соперничать "с очень сильным конкурентом". Под ним явно подразумевалась сеть гипермаркетов "Эпицентр" и "Новая линия".

Сентябрь 2014 года

Kuwait Energy (Кувейт)

Как ушла Нефтегазодобывающая Kuwait Energy Company, которая занималась разработкой нефтегазовых месторождений в Полтавской и Сумской областях совместно с Укргаздобычей, продала свои активы в Украине за $5 млн.
Почему ушла Компания решила продать активы еще в 2013 году. Комментировать причины ухода из Украины не стала.

Март 2015 года

Royal Dutch Shell (Нидерланды, Великобритания)

Как ушла Компания сначала расторгла договор с Укргаздобычей о разработке месторождений в Харьковской области, а потом отказалась от разработки Юзовской газоносной площади (Харьковская и Донецкая области) и добычи там сланцевого газа.
Почему ушла Официальная причина разрыва договора с Укргаздобычей — в проекте нет экономической целесообразности, а Юзовское месторождение расположено недалеко от зоны АТО. Планировалось, что на начальном этапе реализации сланцевого проекта Shell инвестирует около $600 млн.

Март 2015 года

ВиззЭйр Украина (Венгрия)

Как ушла Дочерняя компания крупнейшего лоукоста Европы авиакомпании Wizz Air прекратила свою деятельность в Украине, закрыв часть рейсов из украинских аэропортов.
Почему ушла Официальная причина: нестабильность в Восточной Украине, девальвация гривны и проблемы с покупкой валюты. Неофициальная: весьма скромные финансовые результаты украинского подразделения компании существенно ухудшились из-за падения пассажиропотока. На решение закрыть дочернюю компанию в Украине могла повлиять и непрозрачная процедура назначений на маршруты Госавиаслужбой.

Июль 2015 года

Chevron (США)

Как ушла Американская нефтегазовая компания Chevron, подписавшая с Украиной в 2013 году соглашение о разделе продукции по разработке и добыче сланцевого газа во Львовской и Ивано-Франковской областях, уведомила правительство об одностороннем выходе из этого проекта.
Почему ушла Министерство финансов не выполнило ряд обязательств. Американцев также не устроили высокие налоги в газовой отрасли. Предполагалось, что Chevron на первом этапе (первые два-три года) инвестирует около $350 млн.

Август 2015 года

ExxonMobil (США)

Как ушла Совет директоров ExxonMobil Exploration and Production Ukraine B.V. принял решение о закрытии представительства в Украине.
Почему ушла До аннексии Крыма компания ExxonMobil планировала вести добычу нефти и газа на континентальном шельфе Черного моря. Других добывающих интересов у ExxonMobil в Украине не было, поэтому после оккупации полуострова Россией американцы приняли решение о закрытии своего представительства. Суммарные инвестиции оценивались в $10–12 млрд. При этом ExxonMobil продолжит импортировать в Украину моторные масла.

Fullscreen

Август 2014 года

Noble Group, Китай (Гонконг)

Как зашла За $21,7 млн купила у Рината Ахметова и Вадима Новинского 70% акций Дунайской судоходно-стивидорной компании.
Зачем пришла На базе мощностей компании планируется строительство зернового терминала с пропускной способностью около 3 млн т зерна в год.

Май 2015 года

Europe Virgin Fund LP
(Украина, Швейцария, международные финансовые структуры)

Как зашла Купила долю в технологической компании Георгия Тупчия "Венбест".
Зачем пришла Фонд видит перспективы в разработке и производстве систем безопасности, которыми занимается компания.

Июнь 2015 года

Horizon Capital (США)

Как зашла Инвестировала $40 млн в фармацевтическую компанию "Биофарма" киевского бизнесмена Василия Хмельницкого в обмен на 40-процентную долю в предприятии.
Зачем пришла Чтобы построить один из самых технологичных на сегодня фармзаводов в Восточной и Центральной Европе. На нем будут производить наукоемкие лекарства.

Июнь 2015 года

Horizon Capital (США)

Как зашла Купила у украинского предпринимателя Владислава Чечеткина миноритарную долю в компании Rozetka.ua (электронная коммерция).
Зачем пришла Фонд видит перспективы в развитии в Украине электронной торговли.

Сентябрь 2015 года

AcinoPharma (Швейцария)

Как зашла Купила у украинских предпринимателей Виктора Рыбчука и Александра Триколича фармацевтическую компанию PharmaStart.
Зачем пришла С целью локализации производства лекарственных средств для стран СНГ.

Октябрь 2015 года

Anex Tourism Group (Турция)

Как зашла Купила у российской компании "ЮТэйр" авиаперевозчика "ЮТэйр Украина".
Зачем пришла Турецкий туроператор счел покупку существующей авиакомпании с сетью маршрутов более выгодной, чем создание собственной авиакомпании с нуля.