Дружба народов. Зачем Украине единое экономическое пространство со странами Восточного партнёрства

2016-07-18 10:27:00

1265 0
Дружба народов. Зачем Украине единое экономическое пространство со странами Восточного партнёрства

Фото: grsu.by

Украина бросила вызов России и предложила альтернативу Евразийскому экономическому союзу. Фокус выяснил, что из этого выйдет

Украина, которая в январе 2016 года вошла в зону свободной торговли с ЕС, инициировала создание нового межгосударственного экономического соглашения — о едином экономическом пространстве (ЕЭП) между странами Восточного партнёрства (Украиной, Грузией, Молдовой, Беларусью, Арменией и Азербайджаном). По словам главы украинского МИДа Павла Климкина, представители стран — потенциальных участников союза намерены провести консультации и встретиться осенью для обсуждения данного вопроса. "Этот рынок имеет потенциал расширения в два-три раза", — заявил вице-премьер-министр, министр экономического развития и торговли Украины Степан Кубив, комментируя экономические отношения между Украиной, Грузией, Молдовой, Беларусью, Арменией и Азербайджаном.

Чисто политически

Так называемое Восточное партнёрство, экономическими связями в рамках которого сейчас озадачились в украинском Кабмине, — инициатива Евросоюза, направленная на укрепление отношений между ЕС и шестью вышеназванными постсоветскими государствами, соседствующими с ЕС на востоке. В рамках этого проекта раз в два года проходят саммиты, в которых участвуют как еврочиновники, так и лидеры государств Восточного партнёрства. Украинцы наверняка хорошо запомнили Вильнюсский саммит 2013 года, на котором тогдашний президент Виктор Янукович под давлением Кремля отказался поставить подпись под Соглашением об ассоциации с ЕС. После этого в Украине активизировались протесты, что вскоре привело к смене власти. На том же саммите соглашения об ассоциации с ЕС подписали Грузия и Молдова.

В России проект Восточного партнёрства, стартовавший в 2009 году, изначально восприняли неоднозначно. И хотя представители ЕС не устают заверять, что инициатива не является антироссийской, в Кремле продолжают считать этот проект "дружбой против России". Осложняет ситуацию то, что некоторые страны Восточного партнёрства находятся под политическим влиянием и в экономической орбите Российской Федерации — Армения и Беларусь входят в Таможенный союз и Единое экономическое пространство с Россией, Казахстаном и Киргизией. В связи с этим для Беларуси и Армении инициатива о ЕЭП в рамках Восточного партнёрства может оказаться труднореализуемой из-за позиции России.

В Кремле продолжают считать проект Восточного партнёрства "дружбой против России"

Для Украины же, по оценкам юристов, самым важным правовым вопросом при создании ЕЭП в рамках Восточного партнёрства будет согласование положений такого договора с Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС. "Несмотря на то, что статья 39 этого соглашения предусматривает возможность создания Украиной иных таможенных союзов, зон свободной торговли и ведения приграничной торговли, всё же есть ограничения. Такие соглашения не могут вступать в конфликт с торговыми договорённостями, предусмотренными Соглашением об ассоциации", — предупреждает юрист компании КПМГ в Украине Антон Каганец. По словам собеседника Фокуса, если решение о создании ЕЭП на высшем уровне всё же будет принято, сначала пройдут консультации и согласования положений международного договора как между странами-подписантами, так и внутри каждой страны, а после этого в соответствии с Законом Украины "О международных договорах" проект должен быть ратифицирован Верховной Радой.

Где деньги

Как отмечает эксперт Экономического дискуссионного клуба Руслан Осипенко, в целом уровень торгово-экономических отношений между странами — членами Восточного партнёрства упал по сравнению даже с предыдущей пятилеткой. По итогам 2015 года заметно снизились объёмы как экспорта украинских товаров в страны Восточного партнёрства, так и импорта из этих государств в Украину. В частности, экспорт из Украины в Беларусь сократился на 46,2%, импорт из этой страны в Украину — на 38,3%.

По итогам 2015 года общий объём экспорта государств Восточного партнёрства, по подсчётам Фокуса, составил $2,2 млрд. Для сравнения: за этот же период экспорт в Китай достиг $2,4 млрд, в Польшу — почти $2 млрд, а в Российскую Федерацию, несмотря на падение, увеличился на 50,7%, до $4,8 млрд. Наиболее активную внешнюю торговлю в рамках Восточного партнёрства Украина ведёт с Беларусью — туда поступает почти 40% общего объёма экспорта в страны этой группы. На втором месте — Молдова (23,6%), на третьем — Грузия (18,2%). Основные статьи экспорта в Беларусь — отходы пищевой промышленности, чёрные металлы, растительное масло, реакторы, котлы и машины, а также готовые продукты из зерна. В Молдову Украина поставляет чёрные металлы, сигареты, электромашины, изделия из древесины, пластмассы и пищевые продукты.

По объёму импорта в Украину среди стран Восточного партнёрства, по подсчётам Фокуса, лидирует Беларусь — её доля достигает почти 95%. Поставки молдавских и грузинских вин, армянских коньяков и минеральной воды боржоми, с которыми у украинцев ассоциируются другие страны — участницы Восточного партнёрства, ничтожно малы по сравнению с масштабом импорта белорусских нефтепродуктов. В 2015 году их ввезли в Украину на $1,8 млрд (74% в общем объёме импорта в Украину из Беларуси). Из-за этого отрицательное сальдо (разница экспорта и импорта) внешней торговли Украины с Беларусью достигает $565,5 млн.

Для Украины самым важным правовым вопросом при создании ЕЭП в рамках Восточного партнёрства будет согласование положений такого договора с Соглашением об ассоциации Украина-ЕС

Экономики стран Восточного партнёрства сегодня сложно назвать высокоинтегрированными. "Грузия во внешней торговле сильно связана с Азербайджаном (19% от общего экспорта Грузии) и Арменией (10%). Показатель экспорта в Украину — менее 5% и ежегодно сокращается. Экспорт Беларуси в Украину — 11,2% от общего экспорта Беларуси, импорт — 4,4%. У Молдовы экспорт в Украину — 4,7%, импорт — 10,3%. Остальные показатели экспорта и импорта между странами Восточного партнёрства находятся в диапазоне от 0,1% до 3%", — рассказывает гендиректор Advanter Group, соучредитель гражданской платформы "Нова Країна" Андрей Длигач. По его словам, для Молдовы основным внешнеторговым партнёром стала Румыния, для Грузии, наряду с Азербайджаном, — Турция, для Беларуси и Армении — Россия, для Азербайджана — Россия, Италия, Турция.

Кому это нужно

Андерс Аслунд

старший научный сотрудник Атлантического совета (США)

— Страны, окружающие Европейский союз, неоднократно учреждали зоны свободной торговли. В частности, в 1992 году Польша, Чехословакия и Венгрия (страны Вышеградской группы) создали Центрально-Европейское соглашение о свободной торговле (CEFTA), которое служило для подготовки к вступлению в ЕС. Поскольку эти страны присоединились к Евросоюзу, они вышли из CEFTA, в то время как другие государства, с амбициями присоединения к ЕС, вошли. Сейчас в CEFTA входят семь стран — Албания, Босния и Герцеговина, Косово, Македония, Молдова, Черногория и Сербия. Штаб-квартира CEFTA находится в Брюсселе. Участие в этой организации предполагает членство во Всемирной торговой организации (ВТО), Соглашение об ассоциации с ЕС, а также соглашение о свободной торговле с нынешними членами CEFTA. Это действительно способствует развитию торговли между участвующими странами и готовит их к вступлению в Евросоюз.

Вместо того чтобы разрабатывать новое соглашение о свободной торговле Восточного партнёрства, Украина должна присоединиться к CEFTA. Соглашение с Арменией, Азербайджаном, Беларусью, Грузией, Молдовой и Украиной не способно начать работать. Азербайджан и Беларусь даже не являются членами ВТО и не могут присоединиться к ВТО в течение многих лет. Армения и Азербайджан находятся в состоянии войны друг с другом. Кроме этого, Армения входит в Евразийский экономический союз с Россией, и ей не позволят присоединиться к соглашению. Если смотреть правде в глаза, Восточное партнёрство не функционирует. Остаются три страны, которые входят в ВТО и имеют соглашения об ассоциации с ЕС (Грузия, Молдова и Украина), причём Молдова уже состоит в CEFTA. Вместо того чтобы рассматривать создание соглашения о свободной торговле Восточного партнёрства, которое, даже если и будет сформировано, отнимет много лет на переговоры, организацию штаб-квартиры и т. д., Украина и Грузия должны присоединиться к CEFTA. Это позволит улучшить экономику, будет содействовать вступлению в ЕС и вряд ли покажется политически спорным решением, учитывая членство Молдовы в CEFTA в течение девяти лет.

Андрей Длигач

гендиректор Advanter Group, соучредитель гражданской платформы "Нова Країна"

— Инициатива создания таможенного, экономического союза или общего рынка между странами Восточного партнёрства при низких показателях взаимной торговли видится скорее вопросом политическим, чем экономическим, и может быть направлена, например, на сокращение зависимости от России. Стратегически для Украины более перспективна экономическая интеграция со странами условного Шёлкового пути и использование географического положения для производства конечного продукта из азиатских компонентов или сырья для европейского рынка (в лёгкой промышленности, автомобилестроении, машиностроении, товарах для дома, аксессуарах, строительных материалах, коммерческой технике, электроприборах и т. д.). Также перспективным представляется политический и экономический союз с Польшей, Литвой, Турцией и другими странами в рамках Балто-Черноморского или Центрально-Европейского объединения.

Руслан Осипенко

эксперт Экономического дискуссионного клуба

— Создание ЕЭП на базе Восточного партнёрства маловероятно, так как страны — члены такого образования остаются получателями помощи, а не донорами. А в союзе должны быть страны-лидеры, задающие тон и готовые вкладывать больше ради реализации общих стратегических целей. Без поддержки США или ЕС, ЕЭП в рамках Восточного партнёрства станет мёртворождённой идеей, несмотря на близость стран и возможность создания общего экономического рынка. Принадлежность стран Восточного партнёрства к разным экономическим союзам не даст возможности объединению реализовывать отдельную экономическую политику. Первая проблема, с которой могут столкнуться страны-члены при реализации инициативы — вопрос о нормах и стандартах, на которые должно перейти новое ЕЭП. Вряд ли это будут советские ГОСТы, на отказ от которых РФ не станет смотреть безучастно. Скорее эта нежизнеспособная идея призвана решить тактические задачи — отвести удар от стран ЕС как основных спонсоров политики Восточного партнёрства и в то же время с помощью Украины и других членов Восточного партнёрства вовлечь Беларусь и Армению в европейскую сферу влияния.

Loading...