Голосуют деньгами. Почему инвесторы обходят Украину стороной
В 2017-м в Украину поступило $1,9 млрд прямых иностранных инвестиций, что стало наихудшим показателем с 2014 года. Фокус выяснил, как низкий уровень финансовых вливаний из-за рубежа влияет на экономику и жизнь граждан
Украина все еще проигрывает в конкуренции с другими странами за деньги зарубежных инвесторов. Об этом свидетельствует низкий показатель поступления новых прямых иностранных инвестиций (ПИИ), который, по данным Госстата, в 2017 году составил $1,9 млрд. Для сравнения: рекордный уровень ПИИ — $10,9 млрд пришел в страну в 2008 году, накануне мирового финансового кризиса. В последующие довоенные годы уровень ПИИ колебался в пределах $5–6 млрд, в сравнении с чем теперешние результаты выглядят очень скромно.
Если принимать во внимание не абсолютные цифры, а соотношение ПИИ к ВВП, ситуация выглядит ничуть не лучше. "В 2017 году относительный показатель прямых иностранных инвестиций к ВВП был на уровне 2,2%, что значительно ниже средних значений в 3,9%, продемонстрированных в 2006-2016 годы. При этом в успешный для Украины период 2005-2007 годов отношение ПИИ к ВВП составляло и вовсе 6,8%", — констатирует Дмитрий Чурин, глава аналитического департамента инвестиционной компании Eavex Capital.
По мнению Егора Кияна, эксперта по экономическим вопросам Международного центра перспективных исследований (МЦПИ), на инвесторов в 2017 году повлияло ухудшение ситуации на востоке Украины в связи с национализацией украинских предприятий и прекращением торговли с ОРДЛО, недостаточный рост экономики, неопределенность в отношениях с МВФ, которые выступают для инвесторов неким маяком.
Снижение показателя ПИИ выглядит особенно тревожно на фоне роста мировой экономики. Выходит, что инвесторы сегодня голосуют своими деньгами не в пользу нашего государства. "Украина остается страной с высокими инвестиционными рисками, — комментирует ситуацию аналитик Concorde Capital Евгения Ахтырко. — Причем препятствием для иностранных инвестиций становится не только военная агрессия со стороны России, но и то, что регуляторная среда в значительной степени остается нереформированной, а коррупция высокой".
Ситуацию могли бы спасти более интенсивные реформы, в частности, в судебной сфере, регулировании, госсобственности, на рынке земли, но в преддверии выборов 2019 года интерес к изменениям во власти заметно угас.
Казусы статистики
Снижение показателя ПИИ выглядит особенно тревожно на фоне роста мировой экономики. Инвесторы голосуют своими деньгами не в пользу нашего государства
В 2016 году уровень поступления ПИИ в Украину, по данным Госстата, составил $4,4 млрд. Если не вникать в детали на первый взгляд может показаться, что в 2017-м в сравнении с прошлым годом ситуация радикально ухудшилась. Еще один парадоксальный факт — высокий объем инвестиций из страны-агрессора — России. Оттуда в Украину поступило $395,9 млн (21% в общей структуре) в 2017 году и $1,67 млрд (38%) в 2016-м. С такими показателями в прошлом году Россия неожиданно оказалась крупнейшим зарубежным инвестором Украины. Правда, в 2017-м страна-агрессор уступила пальму первенства офшорному Кипру. Тем не менее подобная картинка без комментариев остается неким Клондайком для зрадофилов.
О каких-либо углубленных бизнес-контактах с Россией, как могло показаться, речь здесь не идет. А разгадку ребуса нужно искать в финансовом секторе, куда россияне по требованию Нацбанка в последние годы попросту были вынуждены вливать миллиарды.
Как объяснил Фокусу Михаил Демкив, аналитик банковского сектора группы ICU, то, что прямые инвестиции из РФ уже несколько лет занимают первые строчки статистики, — результат бухгалтерских операций, а не реального вливания денег в страну. "Дочки российских банков имеют большие задолженности по кредитам от материнских структур, но из-за санкций, введенных Украиной в их отношении, не могут рассчитаться с акционерами. Также у дочек российских банков сложилась тяжелая ситуация с кредитным портфелем — заемщики неохотно обслуживают долги. Из-за этого для покрытия убытков потребовалось увеличение капитала", — объяснил Демкив.
В 2016 году объем докапитализации российских банков (Сбербанка, VTB Bank, Проминвестбанка и БМ-банка) составил, по оценкам экспертов, около $1,4 млрд. Средства в свои дочерние банки тогда были вынуждены вливать не только россияне. По данным НБУ, объем докапитализации иностранных банков в целом составил $2,1 млрд. Все эти средства были учтены в качестве поступивших инвестиций.
По словам Егора Кияна снижение притока ПИИ в Украину в 2017 году во многом объясняется завершением процесса докапитализации дочек иностранных банков — в 2017-м ее объем составил всего около $0,6 млрд против $2,1 млрд в прошлом году. С учетом этого факта падение объема ПИИ в сравнении с 2017-м уже не кажется таким катастрофическим.
Впрочем, инвестиции из Кипра, которые в прошлом году составили около $506 млн, а в 2016-м — $427,7 млн, тоже вызывают вопросы. Ведь через этот канал в Украину могут поступать отнюдь не иностранные, а украинские деньги, ранее выведенные из страны. Сколько приходится на такие украинские реинвестиции в общем объеме ПИИ из Кипра и других офшоров, отследить довольно сложно. Тем не менее Егор Киян уверен, что доля иностранных инвесторов хоть и немного, но все же превышает украинские реинвестиции.
На голодном пайке
Для начала неплохим результатом можно было бы считать возврат к довоенным уровням ПИИ в $5-6 млрд
В 2018 году, по прогнозам опрошенных Фокусом экспертов, объемы поступления новых зарубежных инвестиций в украинскую экономику немного увеличатся. Базовый прогноз инвесткомпании Eavex Capital предполагает приток ПИИ в размере около $3,7 млрд, что будет соответствовать относительному показателю в 3,2% к ВВП. Оценки МЦПИ — рост на 5-10% (до $2,1 млрд) в сравнении с текущим годом. В Concorde Capital ожидают приток в объеме $2-3 млрд. Незначительный прирост инвестиций отчасти будет связан с внедрением нового поколения мобильной связи 4G. Ведь для разворачивания таких сетей мобильные операторы будут заводить в Украину инвестиции от своих зарубежных акционеров.
Экономисты сходятся во мнении, что для экономики Украины существующий уровень ПИИ ничтожно мал. "Для нормального развития экономики страны показатель ПИИ к ВВП на период ближайших пяти лет должен быть не менее 4% (против существующих 2,2%)", — говорит Дмитрий Чурин. Он считает такую цель вполне достижимой, если Украина наконец откроет рынок сельскохозяйственной земли и компании из агросектора начнут привлекать дополнительный капитал для вложения в земельный банк.
По мнению аналитика инвесткомпании Adamant Capital Инны Звягинцевой, для увеличения поступлений ПИИ следует активизировать работу государственного инвестиционного офиса, начать активную приватизацию госпредприятий, вести диалог с потенциальными иностранными инвесторами, параллельно работая над улучшением условий ведения бизнеса в стране.
Все вышеназванные меры вряд ли можно назвать популярными среди населения. Ведь для широких кругов показатель притока иностранных инвестиций куда менее интересен, чем, скажем, курс гривны, уровень зарплат или цены в рознице. Однако ПИИ оказывают непосредственное влияние в том числе и на эти животрепещущие ориентиры.
Как объясняет Инна Звягинцева, низкий приток ПИИ напрямую влияет на величину экономического роста, так как иностранные инвестиции являются одной из компонент ВВП. А без стабильного роста экономики доходы граждан природным путем не увеличиваются. Сколько не повышай в такой ситуации социальные стандарты и выплаты, не обеспеченные экономическим ростом деньги сжирает инфляция.
Не стоит забывать и о перекосах в украинской экономике, связанных с доминированием импорта над экспортом. В таких условиях инвалюта вымывается из государства, а местная денежная единица постепенно ослабевает. А иностранные инвестиции как раз бы и помогли залатать зазор между импортом и экспортом. "Сильный приток инвестиций оказал бы существенную поддержку платежному балансу с отрицательным сальдо текущего счета, что в свою очередь уменьшило бы девальвационное давление на национальную валюту", — подтверждает Евгения Ахтырко. По ее мнению, для начала неплохим результатом можно было бы считать возврат к довоенным уровням ПИИ в $5-6 млрд.