Зеленый драйвер экономики. Как зарабатывать на растущем тренде

Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

Производство электроэнергии из возобновляемых источников, как и оборудования для этой отрасли, сулит неплохие барыши

Related video

К середине 2018 года в мире достигли первого тераватта суммарной установленной мощности солнечных и ветровых электростанций. Суммарные инвестиции в строительство составили $2,3 трлн. Такие данные приводит Bloomberg New Energy Finance (BNEF). По оценкам экспертов, второй тераватт возобновляемых источников будет достигнут в мире уже к середине 2023 года.

Важный момент – следующий тераватт будет стоить на 46% меньше, чем первый. По оценкам BNEF с 2018 по 2022 год включительно мир вложит в новые солнечные и ветровые станции еще порядка $1,23 трлн. Украина находится в мировом тренде, поскольку у нас процент "зеленой" энергетики хоть и медленно, но растет.

Будущее мира

Мир переживает бум возобновляемой энергетики, который стимулирует развитие технологий и рост производства в этой и ряде смежных областей. Эксперты единодушны в своем мнении: спрос на оборудование для получения электроэнергии из возобновляемых источников энергии будет расти вместе с ростом ВИЭ. Так, к 2050 году уже 49 стран мира хотят полностью перейти на альтернативные источники энергии.

Один из ключевых факторов роста возобновляемой энергетики в мире – это стимулирование на старте с последующим переходом на рыночные конкурентные модели. Наглядным примером является Китай, который, как мы помним, еще 20-25 лет назад находился среди отстающих стран, а сегодня является одной из ведущих экономик мира, в том числе и в области ВИЭ. Сегодня в Китае (по состоянию на конец 2017 года) мощности только солнечных станций составили 120 ГВт. Примечательно, что правительство Китая достаточно долго и активно стимулировало развитие ВИЭ, до тех пор, пока доля "зеленой" генерации не достигла 25% в общем балансе. И в 2018 году прекратило выдачу квот на субсидированное строительство промышленных солнечных электростанций. В результате, за 2018 год будет построено 35 ГВт мощностей, вместо запланированных 52 ГВт. О чем это говорит? Прежде всего, о том, что возобновляемая энергетика в Китае практически вышла на рыночные условия работы. В ситуации отмены субсидирования две трети проектов оказались рентабельными и лишь треть инвестиций была отозвана.

Fullscreen

Второй важный фактор – за эти годы в Китае возник и активно развивается целый сектор экономики: масштабные производства комплектующих для ВИЭ (фотопанелей, инверторного и другого электротехнического оборудования), R&D и научно-исследовательские центры, образовательные программы в технических вузах и многое другое. И когда этот мультиотраслевой сегмент экономики столкнулся с уменьшением внутреннего рынка, китайские производители очень быстро перенаправили свои усилия на экспорт. Что, в свою очередь моментально способствовало мировому снижению стоимости фотопанелей – на 34% по прогнозам Bloomberg New Energy Finance (BNEF).

Третий важный фактор – успешность китайских фотопанелей на мировом рынке. Если еще 3-5 лет назад китайцы конкурировали исключительно ценой, то сегодня их продукция является сопоставимой по качеству с европейскими аналогами и достаточно прогрессивной по технологиям. Это стало возможным благодаря инвестициям производственных компаний в собственные R&D-проекты, научные исследования и образовательные программы.

Пример Китая наглядно демонстрирует реализацию среднесрочной (10-15 лет) стратегии развития одной из ключевых отраслей экономики: стимулирование – наладка собственного производства – развитие внутреннего рынка – переход на рыночные отношения и активизация экспорта… Фактически эта модель лежала в основе и всего экономического чуда Китая, которое вывело эту страну в мировые лидеры. И нам, украинцам, стоит обратить внимание именно на этот пример.

Будущее Украины

У нас есть хорошая стартовая платформа в виде благоприятных климатических условий: в степной части Украины достаточно мощные и стабильные ветровые потоки, инсоляция тоже достаточно высока – даже в Киеве, который расположен на севере страны, в год набирается 1,9 тыс. солнечных часов.

За последние 3 года в украинскую возобновляемую энергетику инвестировали более $1 млрд. Однако, как отмечают аналитики компании Kreston GCG, по состоянию на конец 2017 года на возобновляемые источники энергии приходилось лишь 1% от общего объема генерации. На сегодня установленная мощность объектов ВИЭ составляет 1,7 ГВт, по состоянию на первое полугодие 2018 года по данным Госэнергоэффективности.

Fullscreen

Одна из причин, сдерживающих развитие зеленой энергетики – необходимость системного развития инфраструктуры, прежде всего – транспортировки энергии. Кирилл Шевченко, председатель правления Укргазбанка, комментирует ситуацию: "Средняя мощность коммерческих проектов по солнечной энергетике у нас 5 МВт. Если у облэнерго нет мощностей для подключения, то возникает необходимость строить для таких мощностей подстанции с нуля".

Еще одна проблема – нехватка отечественного оборудования для производства электроэнергии из возобновляемых источников. "Инвестиции идут, но по большей части они заходят в импортное оборудование. По факту, выводим валюту из страны, ухудшаем платежный баланс", — рассказывает о проблеме отрасли Андриан Прокоп. Ветровые турбины закупают в основном у европейской компании Vestas, а фотомодули – в Китае.

Впрочем, в последние годы ситуация с производством в Украине начала меняться в лучшую сторону. Так, в Виннице уже несколько лет компания KNESS выпускает инверторные станции, а сейчас заканчивает строительство завода по производству солнечных панелей, мощностью 400 МВт в год. Значительно меньший завод (мощностью около 20 МВт в год) в марте 2018 года в Энергодаре открыла компания "Энхол". В Краматорске уже 5-й год работает предприятие, занимающееся изготовлением ветровых турбин "Фурлендер Виндтехнолоджи". То есть ситуация меняется к лучшему.

Импортировать или делать самому?

"Как показывает мировая практика и здравый смысл, при правильном подходе развитие отрасли ВИЭ неизбежно влечет за собой развитие инфраструктуры, высокотехнологичного производства как в энергетике, так и смежных отраслях, стимулирует повышение качества в образовательной сфере и научных исследованиях", – говорит экономист Андрей Длигач. Эксперт обращает внимание на то, что в современном мире наиболее эффективна стратегия, которая позволяет "заглянуть за горизонт" – понять и увидеть глобальный рынок в ситуации плюс 5, а лучше – плюс 15 лет.

Украинская возобновляемая энергетика может и должна перейти в ближайшие годы на модель развития собственного производства

С этой оценкой согласны и практики – операторы рынка. Сергей Шакалов, СЕО лидера украинского рынка солнечной энергетики KNESS Group, отмечает, что развитие производства комплектующих для ВИЭ в Украине является следующим этапом развития отрасли и важным аргументом в привлечении стабильных международных инвестиций. "Для системного инвестора ключевым параметром является надежность и безопасность его вложений. Поэтому комплексные проектные решения: производство-проектирование-строительство-эксплуатация – являются для системного инвестора более привлекательными, чем "фрагментарные решения". Второй важный аспект – это неизбежный переход ВИЭ на рыночные условия. "Зеленый" тариф – это стартовый стимул для развития. Он должен форсировать рост возобновляемой энергетики, как комплексной отрасли: производство комплектующих, строительство и эксплуатация ФЭС, научные исследования. И наша компания действует в этой логике – мы инвестируем всю свою прибыль и привлекаем международные инвестиции для развития высокотехнологического производства в Украине", – говорит Шакалов.

По словам Александра Баськова, руководителя департамента устойчивого развития компании Baker Tilly Ukraine, на рынке много внутренних инвесторов. Это дает сигнал внешним инвесторам, что работать здесь выгодно. "Знаковое событие - заход норвежских инвестиций в Украину. Его можно сравнить с заходом Ryanair. Это триггер для других компаний, чтобы обратить внимание на Украину", – поясняет Баськов. Речь идет о компании Scatec Solar (инвестиции в солнечную энергетику) и NBT AS (инвестиции в ветровую энергетику). Напомним, что Норвегия готова инвестировать до 400 млн евро в развитие возобновляемой энергетики Украины. Новые проекты по возобновляемой энергетике сегодня готовы кредитовать или госбанки, или международные банковский институции, такие как: ЕБРР, IFC, NEFCO.

"Коммерческие банки не финансируют без очень жестких гарантий. Финансирование выделяется или для компаний, которые имеют несколько направлений бизнеса, или под твердые залоги", – рассказывает Александр Баськов.

Для существующих и потенциальных инвесторов очевидны перспективы роста "зеленой" генерации и связанного с ними производства. Так в Украине объем потенциального спроса на комплектующие будет расти как минимум на 1-1,5 ГВт в год плюс 10-15 ГВт в Европе.

Азы экономики говорят: производить выгоднее, чем собирать из готового, а создавать новые технологии – выгоднее, чем производить. И Украина практически завершила прохождение первого этапа этой цепочки – научилась "собирать из готового": строить ФЭС и ВЭС из импортных комплектующих. Следующий шаг – развивать собственное производство, которое даст новые и более длинные инвестиции, повысит надежность рыночной системы – как минимум за счет снижения "валютной" составляющей "зеленой" генерации. И, дополнительно, как социальные бонусы – создаст рабочие места, увеличит внутреннюю покупательную способность и станет стимулом для развития смежных отраслей экономики. Параллельно с развитием производства можно и нужно начинать делать третий шаг – изучать существующие технологии и проводить научные исследования для создания собственных технологических решений.

Fullscreen

Одним словом, украинская возобновляемая энергетика при грамотной поддержке законодательства может и должна перейти в ближайшие годы от модели "отверточной сборки" на модель развития собственного производства и участия в глобальных процессах создания современных технологий. И для этого есть все необходимое: благоприятная внутренняя и глобальная конъюнктура рынка, технический и научный кадровый потенциал, заинтересованность инвесторов. Осталось добавить необходимую законодательную поддержку и мы сможем повторить успех Китая – как минимум в отрасли ВИЭ.