Избирательная инфляция. Какие цены ждут украинцев после выборов
Нацбанк ухудшил прогноз уровня инфляции на 2018 год с 8,9% до 10,1%. Фокус выяснил, почему дорожает жизнь и каких цен ждать накануне и после выборов
Рост ожидаемого в 2018 году уровня инфляции на 1,2 процентных пункта до 10,1% в Национальном банке Украины объяснили стремительным повышением мировых цен на энергоресурсы и пшеницу, а также более существенным, чем ожидалось, ростом зарплат в Украине.
Напомним: за девять месяцев 2018 года цены выросли на 5,6%, год к году — на 8,9%. Однако только за сентябрь инфляция достигла 1,9%. И, если верить прогнозам НБУ, в последующие месяцы картина будет ничуть не лучше.
"К такому результату привело повышение цен на наш традиционный энергетический импорт на внешних рынках на фоне растущих расходов правительства", — обобщает Виталий Шапран, член Украинского общества финансовых аналитиков (УОФА).
Так, в инфляционном отчете НБУ за октябрь стоимость нефти в IV квартале 2018 года прогнозируется на уровне $80 за баррель, тогда как в предыдущем прогнозе фигурировала цена $66.
Ценники на заправках отреагировали на восходящий тренд на рынке нефти еще в начале осени. Тогда средняя стоимость самой ходовой марки бензина А-95 превысила отметку 30 грн/л и теперь колеблется в коридоре 32–33 грн/л.
Средняя месячная зарплата в Украине с начала года увеличилась на 1430 грн (на 18,5%), до 9141 грн, что раскручивает темпы инфляции. Это происходит уже не столько за счет повышения соцстандартов, как это было в 2017-м, а в силу того, что работодатели вынуждены повышать зарплаты, чтобы хоть как-то противодействовать оттоку кадров за рубеж.
Дорожает все
Изменение ценников на заправках и повышение окладов на предприятиях автоматически влечет за собой подорожание большинства товаров и услуг. Как отмечает Александр Мартыненко, руководитель подразделения по финансовому анализу корпораций ICU, основной вклад в раскручивание инфляции вносит рост цен на услуги из-за большой доли зарплат в их себестоимости, а также повышение цен на нефтепродукты, перевозку, хлебные продукты и мучные изделия.
8,9% составил рост потребительских цен в сентябре текущего года по сравнению с сентябрем 2017-го
Действительно, за год (с сентября 2017 года по сентябрь 2018-го) наиболее заметно подорожали транспортные услуги (+17,7%) и продукты питания (+6,7%). В частности, хлеб вырос в цене на 11%, мясо — на 9,3%, молокопродукты — на 14,3%.
По словам Дмитрия Чурина, главы аналитического департамента инвестиционной компании Eavex Capital, далее заметный вклад в общий рост индекса потребительских цен внесет повышение цены на газ для населения.
Напомним, как уже писал Фокус, ради возобновления сотрудничества с МВФ Украина повысила тарифы на газ для граждан на 23,5% с 1 ноября. Для приведения цены к рыночному уровню следующие две корректировки состоятся весной и летом 2019 года.
Недостижимый идеал
Как отмечают опрошенные эксперты, Нацбанк в 2018 году скорее противодействовал инфляционным процессам, а не раскручивал их. По мнению Виталия Шапрана, со стороны НБУ вклад в инфляцию был минимальным — Нацбанк не печатал деньги в угоду правительству и даже отказался покупать ОВГЗ. Воздерживаться от приобретения госбумаг и поддержки расходов госбюджета летом 2018 года рекомендовал совет НБУ, чему регулятор неукоснительно следует.
Кроме этого, НБУ в 2017–2018 годах неоднократно поднимал учетную ставку и на сегодня удерживает ее на достаточно высоком уровне в 18%.
Для НБУ учетная ставка — основной инструмент поддержания запланированного уровня инфляции. А в соответствии с договоренностями с МВФ Нацбанк еще в 2015 году перешел к политике инфляционного таргетирования. С этого момента для НБУ целевым показателем стал оптимальный уровень инфляции, а не курс гривны, как до февраля 2014-го.
"Высокие процентные ставки стимулируют граждан больше сберегать и меньше тратить, — объясняет принцип действия монетарного механизма Елена Белан, главный экономист инвесткомпании Dragon Capital. — Высокие ставки также способствуют притоку капитала в страну и стабилизации или укреплению валютного курса". Однако, как подчеркивает она, этот инструмент слабо работает при неблагоприятной ситуации на внешних финансовых рынках, что, собственно, и проявилось этой осенью.
Неизбежная издержка высоких ставок — замедление экономического роста. Учитывая, что Украине для восстановления экономики желательна более интенсивная динамика, чем существующие 2–3% прироста ВВП в год, продолжительный период "дорогих денег" будет влиять на ситуацию в стране деструктивно. Однако снижение учетной ставки станет возможным только после укрощения инфляции.
"Неопределенность, связанная с выборами, может подпитывать инфляционные ожидания граждан и, соответственно, показатель инфляции"
Елена Белан, главный экономист инвесткомпании Dragon Capital
В среднесрочной перспективе целевой показатель инфляции, к которому стремится Нацбанк, — 5%. Правда, сроки достижения этого идеала регулятор откладывает из раза в раз. Если в мае в НБУ рассчитывали, что инфляция в 5% станет реальностью уже в середине 2019 года, то теперь такой умеренный рост цен украинцам обещают не ранее 2020-го.
Впрочем, эксперты относятся к неточности прогнозов регулятора со снисхождением. "История таргетирования инфляции в Украине очень короткая, и у Нацбанка попросту нет достаточного опыта прошлых лет, чтобы довольно точно определять взаимосвязь между уровнем учетной ставки и инфляцией в стране, а также временной лаг между коррекцией ставки и изменением инфляции", — говорит аналитик инвесткомпании Concorde Capital Евгения Ахтырко. То есть по мере наработки опыта прогнозы НБУ должны становиться более точными.
Однако некую неопределенность продолжает вносить слабая координация между правительством и Нацбанком. "Свою работу НБУ выполнял неплохо, другое дело что внешне обстоятельства сложились против него, а у Кабмина были свои ориентиры, — продолжает Виталий Шапран. — Ведь глава правительства Гройсман нечасто говорил о борьбе с инфляцией, а то, что делал Минфин с впрыском ликвидности (денег из бюджета. — Фокус) под Новый год — 2018, я вообще считаю свинством".
Напомним: масштабное освоение бюджетных средств в последние дни 2017-го существенно повлияло на годовые темпы инфляции. При этом нельзя исключать, что на излете декабря этого года ситуация не повторится.
Новые ориентиры
Как уже говорилось, Нацбанк по итогам года ожидает инфляцию в 10,1%. Согласно прогнозам опрошенных экспертов, уровень инфляции за этот период может составить от 9,5 до 11,5%.
"Обновленный прогноз НБУ на 2018 год сделан со значительным запасом, — считает Евгения Ахтырко. — Если предположить, что в IV квартале динамика инфляции будет приблизительно такой, как и в прошлом году, то показатель по итогу года составит 9,5%". В Dragon Capital также разделяют подобное видение.
Однако далеко не все экономисты настолько оптимистичны. В частности, аналитики ICU сохраняют прогноз потребительской инфляции, озвученный ими еще в августе, — 10,2%. А в Eavex Capital и вовсе прогнозируют инфляцию по итогам года на уровне 11,5%.
Снижение показателя до 5% в 2020 году экономисты считают вполне реалистичным сценарием. "Если Украина продолжит программу с МВФ и реформы, ограничит бюджетный дефицит, не допустит увеличения госдолга, а политика экономического роста и поддержки инвестиций и экспорта позволит сформировать более существенные валютные резервы, а в идеале — преодолеть "двойной дефицит" (бюджета и платежного баланса), то раскручивания инфляционно-девальвационной спирали опасаться не следует", — говорит заместитель исполнительного директора Центра экономической стратегии (ЦЭС) Мария Репко.
Фактор выборов
Риски для экономики усиливает непредсказуемый исход выборов
Учитывая, что в Украине на 2019 год намечены парламентские и президентские выборы, политический фактор окажет на инфляционные процессы далеко не последнее влияние.
"Неопределенность, связанная с выборами, может подпитывать инфляционные ожидания граждан и, соответственно, показатель инфляции, — отмечает Елена Белан. — Кроме того, в период выборов возможны провокации, социальные протесты и другие события, негативно влияющие на экономику".
Подлить масла в инфляционный огонь могут и сами политики, подверженные в период избирательной кампании популистским настроениям. "Под выборы депутаты всегда склонны одаривать избирателей гречкой, лавочками и скверами, финансируя все это из бюджета страны, — говорит Мария Репко. — Ведь политический подкуп — не новость ни для Украины, ни для других стран".
Она приводит в пример США, где такие расходы окрестили "бочонком со свининой" (pig barrel). Однако нужно понимать, что сегодня для Украины раздувание расходов — это рост дефицита госбюджета, заимствования на рынке под очень высокие ставки и срыв договоренностей с МВФ. Такой сценарий не позволит нашей стране в ближайшие годы выбраться из кризиса.
И, наконец, риски для экономики усиливает непредсказуемый исход выборов. Ведь еще неизвестно, найдет ли поддержку относительно независимая позиция теперешнего руководства НБУ у новоизбранного президента и будущего состава парламента.