Налогозаложники: фискальным органам нет дела до упавших доходов украинских предпринимателей
Фискальным органам нет дела до упавших доходов украинских предпринимателей – им нужно ударно наполнять бюджет в преддверии выборов
"Безуспешно" и "бессмысленно" – эти слова характеризуют результат двухнедельной голодовки запорожских предпринимателей, объявленной в знак протеста против нового налога для частных предпринимателей. Теперь независимо от прибыли бизнесмены, работающие на едином налоге, каждый месяц должны отчислять в Пенсионный фонд дополнительные 124–208 грн.
Нововведение затронет не только владельцев малого бизнеса, но и наемных рабочих, которых среди 1,3 млн. "единоналожников" немало, ведь многие работодатели в условиях кризиса стали переводить своих штатных сотрудников с белой зарплаты в формат СПД (субъект предпринимательской деятельности). И это – одно из многочисленных ухищрений для минимизации налогов, на которые все охотнее идет бизнес в условиях кризиса и падения доходов.
Налоги авансом
Тем временем чиновники, наоборот, всеми силам борются за наполнение бюджета. За первое полугодие этого года налоговики уже собрали 45,9 млрд. грн. При этом в ГНАУ рапортуют о перевыполнении плана на 2%. Успехи действительно впечатляющие: в то время как производство в стране упало на 20%, налоговые сборы сократились всего на 15%.
"Все свои программы налоговая перевыполняет, вынуждая предпринимателей перечислять налоги наперед", – заявил Фокусу юрист Ярослав Месяц. Он подчеркнул, что по закону заставить платить авансом никого не могут, поэтому в ход идут совсем не корректные методы – шантаж внеплановыми проверками. В результате предпринимателям все равно приходится платить, причем гораздо больше и уже в виде штрафов или взяток.
С подобной ситуацией столкнулся финансовый директор киевской компании, которая занимается поставками энергосберегающего оборудования, Игорь (пожелавший не называть свою фамилию). За отказ заплатить наперед он расплатился неплановой фискальной проверкой и штрафом в 3 млн. грн. Теперь бизнесмен оспаривает эти действия в суде.
"Такое уже было в 2004 году, – вспоминает Игорь. – И тогда, и сейчас налоговики ведут себя как звери: приходят и вымогают деньги". Как и во время прошлой президентской кампании, сейчас с бизнеса пытаются собрать по максимуму, чтобы обеспечить традиционное предвыборное повышение социальных выплат и зарплат бюджетникам, считает Александр Ткачук, столичный предприниматель, торгующий автозапчастями. За последние 8 месяцев его компанию проверяют уже четвертый раз, и нарушения неизменно находят, жалуется он.
"Например, к высокой степени рисковости относится торговля продуктами питания. Ее контролирует санитарно-эпидемиологическая служба. Ветеринарный надзор рисковым считает животноводство, Министерство чрезвычайных ситуаций – взрывоопасное производство", – объясняет Оксана Продан, глава Совета предпринимателей при Кабмине. И каждое ведомство вправе самостоятельно определять, какой бизнес является рисковым.
"Проверки никогда не закончатся, ведь штрафы, которые обязательно начисляются по их результатам, – одна из основных статей наполнения бюджета", – уверена Ксения Ляпина, народный депутат от НУНС. Не выдержав такого положения дел, украинцы закроют бизнес, уверена депутат, приводя в пример красноречивую статистику: лишь за первые три месяца этого года в Украине прекратили существование 230 тыс. СПД.
Многие из них вполне могли уйти в тень, утверждает юрист Ярослав Месяц, ведь работа без какой-либо регистрации – один из самых популярных способов избежать налоговых платежей. Кроме того, всегда можно работать по серой схеме, регистрируясь в налоговой, но не получая никаких лицензий и разрешений. Но так может работать лишь малый бизнес. Крупный ищет пути мирного сосуществования с фискальными органами. К примеру, одна крупная торговая компания в восточном регионе Украины негласно договорилась с местной налоговой инспекцией о ежемесячном перечислении нескольких тысяч гривен, которые оформляются как штраф за нарушения, выдуманные чиновниками. В благодарность налоговики не придираются к бухгалтерской документации фирмы.
Этот способ позволяет бизнесу отделаться малой кровью. Ведь налоговые органы всегда найдут к чему придраться. Так, по данным ГНАУ, нарушения были обнаружены в ходе 97% проведенных внеплановых проверок.
Зарыться в яму
"Действительные или надуманные нарушения при желании можно отыскать даже у самых добросовестных плательщиков", – объясняет Владимир Котенко, руководитель налогово-юридической практики компании Ernst & Young. В последнее время особенно популярным поводом для штрафов стали операции с так называемыми "налоговыми ямами", через которые компании могут искусственно занижать свои налоги на прибыль и НДС.
"При этом чиновники стали предъявлять претензии даже тем фирмам, которые напрямую с "налоговыми ямами" не соприкасались, но с ними сотрудничал кто-то из контрагентов в цепочке поставок товаров", – рассказывает Котенко.
Чтобы избежать наказаний, предпринимателям предлагается самим проверять чистоплотность своих партнеров и их контрагентов "до пятого колена" при каждой сделке. "Фактически компании вынуждают проводить налоговые расследования, что является функцией фискальных органов, – удивляется Котенко. – Налоговики советуют избегать общения с посредниками вообще, например, покупать продукцию напрямую на заводах. А как быть, если эти заводы находятся далеко за рубежом?"
Но ведь наши предприниматели, как тараканы, выживут в любых условиях, заверяет Александра Кужель, председатель Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства. Она приводит в пример собственный опыт ведения бизнеса, когда к ее бухгалтерским документам не мог придраться ни один налоговый инспектор. "Наше законодательство настолько несовершенно, что грамотный бухгалтер имеет возможность найти лазейки, чтобы платить меньше налогов, оставаясь в правовом поле", – не скрывает она.
Игра в одни ворота
Государство, стремясь выжать побольше из предпринимателей, само платить не торопится. Особенно когда речь заходит о компенсации налога на добавленную стоимость (НДС) экспортерам, задолженность по которому на сегодня уже достигла 15 млрд. грн. "Получить компенсацию легальным путем практически невозможно, – рассказывает Валерий Черненко, директор компании "Васт-транс". – Но незаконным путем сделать это совсем несложно за вознаграждение в 50% от суммы НДС". По словам Юрия, представителя крупной украинской фирмы-экспортера, пожелавшего сохранить анонимность, вернуть этот налог ему помогают "люди, имеющие выход на людей в высоких кабинетах".
Компании "Аэросвит – Украинские авиалинии" тоже удалось договориться с государством, используя выход на чиновников, причем в буквальном смысле. Сотрудники авиакомпании собрались на пикет у здания правительства с требованием вернуть 75 млн. задолженности по НДС, и уже через 4 дня перевозчику удалось возместить большую часть суммы – 41,7 млн. грн.
Выходит, что публичные акции – это единственный способ борьбы с налоговой несправедливостью. Таким же образом киевлянам весной этого года удалось отменить повышение транспортных сборов: чиновники все же пошли на попятную после того, как все подъездные пути к зданию Кабмина почти на сутки оказались заблокированными сотнями автомобилей. Тогда предприниматели поняли, что активное сопротивление налоговому давлению дает результаты. Сейчас они в этом знании только укрепились, и следующие акции протеста обещают быть еще более массовыми и менее мирными.
Схема минимизации налогов с помощью налоговой ямы
Екатерина Шаповал