Открыть тайну: как планируют закупать яйца и молоко для ВСУ

закупки для ВСУ, государственные закупки в оборонной сфере
Фото: УНИАН | Ключевые вопросы законопроекта №8381 – обнародование цен, по которым прошли государственные закупки для армии

Парламент принял законопроект №8381, вносящий изменения в процедуры проведения государственных закупок в оборонной сфере, однако полной прозрачности в госзакупках для армии пока не будет.

Related video

24 февраля Верховная рада Украины проголосовала за проект закона №8381, и со 2 марта проект находится на подписи у президента Владимира Зеленского.

В пояснительной записке к проекту №8381 говорится, что расходы на сектор безопасности и обороны, согласно закону Украины "О Государственном бюджете Украины на 2023 год", предусмотрены на уровне 1,14 трлн грн – это около 50% всех годовых расходов государства.

Важно
Чтобы без яиц по 17 гривен. Какими теперь будут государственные закупки в сфере обороны

Ключевые вопросы законопроекта №8381 – обнародование цен, по которым прошли государственные закупки для армии. А главное изменение, согласно проекту закона №8381, — это обнародование заказчиком в электронной системе закупок отчета о договоре не позднее, чем через 10 дней после его заключения. Причем, обнародование обязательно, если стоимость предмета закупки для товаров и услуг оборонного назначения, других товаров и услуг для гарантированного обеспечения потребностей безопасности и обороны равна или превышает 200 тыс. грн, а для работ оборонного назначения и работ для гарантированного обеспечения потребностей безопасности и обороны — 1,5 млн грн.

Какие сведения должны быть в отчете о закупке в оборонной сфере:

  • наименование государственного заказчика (служба государственного заказчика);
  • название предмета закупки (с указанием единицы измерения в отношении товаров);
  • цена за единицу товара;
  • цена работ, услуг.

В проекте №8381 говорится, что в случае закупки пищевых продуктов в отчете должны содержаться данные о стоимости всех составляющих: отдельные наименования пищевых продуктов с указанием цены за единицу пищевого продукта и стоимости отдельных услуг.

Но никаких требований по обнародованию наименования поставщиков в отчетах нет, то есть, если цена продуктов в контрактах теперь будет открытой информацией, то кто будет поставлять ВСУ яйца, молоко или картофель, общественности не будет известно – это остается тайной.

По словам Игоря Чудовского, управляющего партнера Адвокатского объединения "Чудовский и партнеры", участников закупочного процесса обязали более подробно отчитываться и обнародовать информацию, касающуюся таких закупок, делать это почти перед каждым этапом данного процесса, но, конечно, с сохранением информации, содержащую государственную тайну.

По мнению опрошенных Фокусом экспертов, законопроект №8381 требует от поставщиков обнародования важных данных о контракте, и такое обнародование крайне важно даже при условии действия военного положения.

"Этот проект нужен. До полномасштабного вторжения я занималась аналитикой в сфере оборонных закупок и видела все плюсы и минусы, а сейчас все это скрыто и мы не видим, что у нас происходит с заказами. Мы не можем сравнить цены, по которым идут закупки, и именно с этим связан скандал о закупке пищевых продуктов Минобороны, это первое и второе – если количество еще можно подвести под конфиденциальность, то стоимость трусов или молока или шапок – такого не должно быть даже в период военного положения", — говорит эксперт по закупкам Проекта реформы оборонных закупок Нелли Стельмах.

Законодатели решили приоткрыть завесу тайны над вопросом, сколько стоят продукты для военных Fullscreen
Законодатели решили приоткрыть завесу тайны над вопросом, сколько стоят продукты для военных

По ее мнению, проект №8381 будет способствовать контролю за государственными закупками, однако риски все равно остаются.

"Одно дело – когда заказчиком является Министерство обороны или Национальная полиция, а другое – разные воинские части, которые в объеме закупок составляют львиную долю. И здесь вопрос к командованию отдельных частей – проконтролировать закупки и обнародовать информацию", – пояснила Нелли Стельмах.

По словам Игоря Чудовского, вопрос, поможет ли данный закон избежать коррупционных рисков в данной сфере, зависит от степени контроля со стороны государства, в частности, правоохранительных органов.

Ранее Фокус писал, что 9 февраля министр обороны Украины Алексей Резников на фоне скандала с закупками для армии по завышенным ценам сообщил, что в прошлом году всего 621 чиновник из оборонного ведомства и ВСУ привлечен к ответственности по итогам внутренних разбирательств. После публикации резонансного расследования должностей лишились два заместителя министра обороны. Уволился Вячеслав Шаповалов, которого позже поместили в СИЗО, а также руководитель департамента госзакупок Богдан Хмельницкий, которого в начале февраля задержала СБУ.