В Антарктиде нашли вирофага - убийцу вирусов
Исследователи из австралийского Университета Нового Южного Уэльса обнаружили в одном из антарктических озер новый вид вирофага, названного в честь озера OLV (Organic Lake Virophage)
Эволюция не пощадила и вирусы, создав для них собственных паразитов, названных вирофагами. Первый из них, Sputnik virophage, был открыт в 2008 году в Париже. Еще один, по имени Мавирус (Mavirus), был описан в нынешнем году и оказался паразитом вируса Cafeteria roenbergensis, который портит жизнь многим видам морского зоопланктона, пишет Компьюлента.
Наконец, третий вирофаг — открытый в Антарктиде OLV — специализируется на вирусе из рода Phycodnaviridae. Вирусы этого рода живут в водорослях хлореллах. Вирофаг OLV, паразитируя на вирусе водоросли, увеличивает продуктивность хлореллы и поддерживает "на плаву" экосистему озера.
OLV, как и другие вирофаги, встраивает свою ДНК в геном вируса и использует вирусный белковый аппарат для собственного размножения. Паразитируя таким образом на вирусе, он подавляет развитие вирусных частиц и помогает тем, на ком паразитирует сам вирус.
Жертвы всех вирофагов — огромные нуклеоцитоплазмические ДНК-содержащие вирусы (NCLDV), имеющие среди всех своих собратьев наиболее сложный структурированный геном. Величина и комплексность последнего позволяют встраиваться в него вирофагам, которые не могут захватывать геномы более мелких вирусов. В ДНК Мавируса нашли участки, сходные с мобильными элементами (транспозонами) эукариот. Существует гипотеза, что мобильные элементы, или "прыгающие гены", обязаны своим появлением вирофагам: когда-то эти истребители вирусов помогали эукариотам бороться с вирусными паразитами.
Стоит отметить, что все три вирофага отличаются ДНК-сходством. Именно поэтому ученые собираются искать новые виды вирофагов по возможному совпадению их ДНК с геномами уже известных "родственников". При этом ДНК-следы самого OLV не ограничиваются антарктическими озерами: присутствие этого вирофага отмечено в районе Галапагосских островов, речных дельт Нью-Джерси и в озерах Панамы.
Все это заставляет отнестись к вирофагам не как к экзотическому природному курьезу, а как к полноправному и широко представленному участнику различных экосистем, который играет в них далеко не последнюю роль.