Режиссерское такси. Почему стоит посмотреть новый фильм иранского режиссера Джафара Панахи

Фото: kinosoprus.ee
Фото: kinosoprus.ee

В прокате призер 65-го Берлинале - фильм "Такси", который, несмотря на запрет правительства Ирана, снял опальный режиссер Джафар Панахи

Наше время. Тегеран. По столице Ирана едет такси. Водитель – знаменитый режиссер Джафар Панахи. Он же исполнитель главной роли. В его машине стоит простенькая любительская камера, на которую он фиксирует истории своих пассажиров. Первый пассажир - молодой парень, который недоволен абсолютно всем, но больше всего ворьем, промышляющим в городе. Он горячо спорит с другой пассажиркой, хорошенькой учительницей, о правах женщин. Через пару минут он выйдет из машины и окажется вором. Его место займет жизнерадостный и болтливый DVD-пират, который везет диски с "Ходячими мертвецами" студенту-режиссеру. Своей нескончаемой болтовней пират за десять минут экранного времени успеет сделать дырку в голове даже самому терпеливому зрителю, и в тот момент, когда ты пожелаешь этому герою заткнуться, он выйдет из машины и окажется карликом, почти калекой, переваливающимся как утка на маленьких ножках. И станет стыдно. Так что следующие эпизоды с ним ты будешь воспринимать в ином контексте.

Бюджет в кино дело десятое, из ничего можно сделать историю, которая пригвоздит зрителя к экрану

Панахи очень хорошо знает человеческую натуру, читает зрителя, как книгу, и очень простыми способами показывает, что люди совершенно не те, кем кажутся с первого взгляда. Приемы, которые он использует, просты до гениальности, а его фильм – прямое доказательство тому, что бюджет в кино дело десятое, из ничего можно сделать историю, которая пригвоздит зрителя к экрану и переставит в нем молекулы.

Самой обаятельной пассажиркой такси окажется маленькая племянница режиссера Нана. Черноглазая девочка, живая как ртуть, вредная и невероятно сообразительная. Вначале она отчитает дядю за то, что тот позже забрал ее из школы, а затем прочтет нотацию маленькому уличному воришке. Проблему цензуры в кино Панахи подаст через диалоги именно с ней. Девочке в школе дали задание снять кино и снабдили при этом перечнем идиотских правил Комиссии по цензуре. Их она и обсуждает с дядей, пока такси колесит по городу, и подвозит все новых и новых пассажиров. Очень разных, но через истории которых можно заглянуть в жизнь современного Ирана. Грустных, как девушка-юрист, которую лишили практики за активную гражданскую позицию; сварливых и нелепых, как две набожные дамы; уставших от быта и рефлексирующих из-за возраста, как друг режиссера.

Каждый кадр у Панахи пронизан такой щемящей любовью к людям, на которую способны только те немногие, кто прошел войну и не озлобился. Для справки, режиссер в юности был призван в армию и отправлен на ирако-иранскую войну 80-х.

"Такси" лучше смотреть зная контекст, при котором была сделана эта лента. В марте 2010 года режиссер был арестован за так называемую антиправительственную деятельность, осужден на шесть лет, лишен права выезжать из Ирана и снимать кино на протяжении последующих 20-ти лет. Режиссер на запрет плюнул, "Такси" уже третья его картина, до этого были "Это не фильм" и "Закрытый занавес". Флешка с "Такси" была тайно вывезена из Ирана и передана крупнейшим европейским кинофестивалям. На 65-м Берлинале фильм получил главную награду. Статуэтку Золотого медведя вместо режиссера вручили маленькой Нане.

Финал у "Такси" неожиданный - как смерть и любовь, которые могут случиться с человеком, когда угодно.