Психолог Александр Эйсмонт рассказал о специфике развития ребенка в разные периоды жизни

Фото: УНИАН

Психолог Эйсмонт Александр рассказал о специфике развития ребенка в разные периоды жизни, а также о том, как родители могут помочь гармонизировать его.

Эйсмонт Александр уточняет, что в последние несколько десятилетий в этой системе наблюдаются значительные погрешности — в определенных аспектах дети взрослеют намного раньше, в других — наоборот, позже. Однако, приведенного выше распределения вполне достаточно для полного понимания картины.

Эйсмонт Александр: особенности развития в ранние периоды

В младенчестве ребенок еще абсолютно не самостоятелен, а его основная задача — научиться познавать окружающий мир, управлять своим телом и взаимодействовать с окружающими (прежде всего - родителями). На этом этапе происходят первые ситуации общения, формируются привязанности (в первую очередь — к матери). Эйсмонт Александр объясняет, что в этот период младенец еще не отделяет себя от объектов окружающего мира, для него отсутствуют причинно-следственные связи.

В раннем детстве ребенок проявляет больше самостоятельности — учится ходить и разговаривать, исследует свое окружение и начинает взаимодействовать с предметами. В этот период взрослые становятся для него важнейшим примером — именно наблюдая за ними, он учится манипулировать различными предметами. Эйсмонт Александр обращает внимание, что способ познания мира в раннем детстве сильно завязан на моторике и тактильности - ребенку хочется все потрогать, повертеть в руках. В этот период начинается также и общение со сверстниками, но не факт, что оно сложится сразу — ребенок настороженно относится к незнакомым людям, по отношению к другим детям может испытывать враждебность или ревность

Эйсмонт Александр рекомендует родителям, для того, чтобы помочь ребенку в раннего детского возраста гармонично развиваться, показывать ему пример, а также многое делать с ним вместе — исследовать окружающий мир, свойства предметов, различные способы их применения. Также крайне полезны простые развивающие игры — к примеру, создание аппликаций или строительство башни из кубиков.

В три года происходит крайне важный для ребенка момент — так называемый кризис трех лет. Психолог Эйсмонт Александр рассказывает, что в этот период ребенок уже четко отделяет себя от остального мира, начинает стремиться к самостоятельности, хочет считать себя взрослым. С точки зрения родителей это сложный период — ребенок часто начинает упрямиться и не слушается.

"В дошкольном возрасте наибольший интерес ребенок проявляет к сюжетно-ролевым играм — таким образом он моделирует действительность, беря пример с окружающих", — рассказывает Эйсмонт Александр.

Специфика процессов развития в школьном возрасте: рассказывает Эйсмонт Александр

Начиная с младшего школьного возраста ребенка, родители должны прививать детям полезные привычки - ответственность, выполнение обязательств, простые бытовые навыки, этические правила. Эйсмонт Александр напоминает, что именно в этом возрасте ребенок начинает активно взаимодействовать с другими взрослыми, и родители перестают быть единственным авторитетом.

Самым сложным периодом развития ребенка можно считать подростковый возраст. Причем сложен он как для него самого (резкие физические изменения, конфликты с родителями, сложные отношения с ровесниками), так и для взрослых.

"Конфликтное поведение по отношению к родителям, желание освободиться из-под их опеки, постоянное противопоставление себя окружающим нормально для подростка", — поясняет психолог Эйсмонт Александр.

Самый распространенный конфликт в этом возрасте: ребенок уже начинает считать себя взрослым, что расходится с мнением родных.

Эйсмонт Александр советует родителям донести до подростка концепцию ответственности за свои действия, а также то, что взрослая жизнь связана не только с привилегиями, но и с обязательствами.