В России на автомобили нанесут невидимую противоугонную маркировку

В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий обязательную маркировку автомобилей на таможне, что грозит дополнительными расходами владельцам иномарок

Депутат-единоросс Сергей Шишкарев, возглавляющий комитет Госдумы по транспорту, считает, что нанесение на поверхности машины маркировки из тысяч невидимых микроточек позволит одновременно проконтролировать легальность импорта автомобилей и защитить их от угона, сообщает Би-Би-Си.

Шишкарев предлагает задействовать технологию Data Dot, принадлежащую одноименной австралийской компании. Технология Data Dot представляет собой комбинацию букв и цифр, закодированных микроточками, видимыми только в ультрафиолетовом излучении.

Точки могут наноситься на кузов, двигатель и подвеску машины. В законопроекте предлагается конкретизировать вид маркировки отдельным постановлением правительства.

В настоящее время в России права на применение технологии Data Dot имеет только одна компания, "Машиноимпорт", которая применяет ее на коммерческой основе, в частности для противоугонной маркировки автомобилей.

Большинство автомобилей имеют заводскую маркировку: так называемый VIN-номер и номер двигателя, однако угонщики могут перебить эти номера и перерегистрировать машину в ГИБДД.

Комиссия Госдумы посчитала, что предлагаемая мера вызовет дополнительные расходы бюджета, а о защите машин от угона должны заботиться не власти, а владельцы.

По данным российской прессы, расходы на маркировку одной машины могут составить от 1,5 тыс. до 5 тыс. рублей (50-170 долл.).

Тем не менее, не до конца понятно, на каком этапе за нее нужно будет платить в том случае, если законопроект будет принят.

В компании "Машиноимпорт" газете Коммерсант указали на заметные технические сложности. Обработка одной машины занимает около 20 минут, а поток иномарок через таможню интенсивный: за 10 месяцев 2009 г. в Россию было ввезено 510,9 тыс. новых иномарок, то есть в среднем 51 тыс. в месяц.

Кроме того, маркировка регистрируется на конкретного владельца, а в момент пересечения границы автомобиль принадлежит дилеру.

Напомним, в последние годы было несколько известных случаев, когда IT-проекты российских ведомств не принесли желаемых результатов и вызвали хаос.

Примером может служить система ЕГАИС, предназначенная для маркировки алкогольной продукции: при внедрении системы в 2006 г. она фактически не работала, что стала причиной дефицита алкоголя.

В прошлом году возникли перебои с выдачей биометрических загранпаспортов, когда власти попытались поменять компанию, осуществляющую техобслуживание системы. В итоге им пришлось вернуться к прежней компании без конкурса.