Рынок автопродаж в России рухнул почти на 50%, а в Китае на столько же вырос

Китай и Россия примерно поровну потратили на поддержку продаж автомобилей. Но изменение рынка составило почти 50%. Только с разным знаком: в Китае - рост, а в России - падение

Related video

Автомобильные рынки стран, правительства которых в 2009 г. тратили деньги не только на поддержку производителей, но и поддержку спроса, либо выросли, либо сохранили динамику развития. К такому выводу пришел партнер PricewaterhouseCoopers (PWC) Стенли Рут, проанализировавший эффективность мер господдержки на разных рынках, пишут Ведомости.

В Китае, впервые завоевавшем статус мирового лидера по продажам новых автомобилей, продажи выросли на 48% до 10,4 млн. автомобилей. Последние четыре года они росли на 6-10% в год. Правительство Китая снизило налог на покупку автомобилей с двигателем менее 1,6 л с 10% до 7,5%, выделило 1,6 млрд. долл на субсидии при утилизации старых автомобилей, а сейчас разрабатывает новую систему автокредитов для стимулирования продаж, рассказал Рут.

В США автомобильный рынок в 2009 г. откатился на второе место, продажи упали на 21%, но это не хуже результата предыдущего года: снижение в 2008 г. было примерно такое же. В начале года падение было гораздо больше, но правительство выделило 3 млрд. долл на утилизацию и более 670 тыс. американцев, получив 3,5-4,5 тыс. долл, поменяли старый автомобиль на новый, рассказали в PWC. Кроме того, в США при покупке нового автомобиля сейчас предоставляется вычет по налогу с продаж и акцизам с суммы, не превышающей 49,5 тыс. долл. В Великобритании, где тоже ввели утилизационную премию, рынок падал позапрошлогодними темпами.

На четвертом рынке в мире, германском, продажи новых автомобилей в прошлом году выросли на 20%. Власти за год потратили 5 млрд. евро на утилизацию – 2,5 тыс. евро каждому желающему поменять автомобиль старше 10 лет на новый. Программой воспользовались 2 млн. человек.

Автомобильные рынки Бразилии и Индии, сопоставимые по объему с российским, тоже выросли за год. Правительства этих стран субсидий покупателям не давали, но потребителю помогли - снизили налоги. В Бразилии до марта 2010 г. отменен налог на покупку новых автомобилей, снижен налог на финансовые операции с 3% до 1,5%, что сказалось на кредитовании. В Индии снизили НДС на автомобили на 4 п. п., акциз - на 2 п. п., а также налог на неэкономичные автомобили с двигателем объемом более 2 тыс. куб. см с 440 долл. до 330 долл в год.

В России поддержка потребителей ограничилась запуском программы субсидирования автокредитных ставок - на нее в прошлом году потрачен 1 млрд. руб. Утилизационная программа, о которой так много говорилось, не заработала. В итоге если в конце 2008 г. рынки новых автомобилей Германии и России были близки по объему, то к концу 2009 г. российский рынок новых автомобилей уменьшился вдвое до 1,46 млн. штук.

При этом в России на поддержку продаж был потрачен объем средств, сопоставимый с китайским: по оценке "Соллерса", в 2009 г. было выделено 50 млрд. руб, но почти все они пошли на госзакупки автомобилей за счет федерального и регионального бюджетов. Результат - падение рынка вполовину.

России следует больше тратить на поддержку потребительского спроса, считает Рут. А кроме того, доступ производителей ко всем программам должен быть равным, уверен Дэвид Томас, председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), объединяющей импортеров. АЕБ предлагает распространить программу льготного кредитования на все автомобили без ограничения цены и места производства. В таком случае покупатели рублем проголосуют за самые конкурентоспособные автомобили.

В этом году объем госзакупок сократится - по подсчетам "Соллерса", государство выделит 46 млрд. руб., из которых 10 млрд. руб. - на программу утилизации и 2 млрд. руб - на льготные кредиты.