Не Европой единой. Почему украинским аграриям не стоит жалеть о потере российского рынка

Фото: Константин Ильянок
Фото: Константин Ильянок

Замминистра агрополитики по вопросам евроинтеграции Владислава Рутицкая рассказала Фокусу, почему продукция, изготовленная для РФ, неконкурентна на мировых рынках и что дает аграриям зона свободной торговли с ЕС

Related video

Украина потратила много сил, чтобы улучшить условия торговли со странами ЕС. Но Европа не самый простой рынок, гораздо легче торговать с Азией, Африкой и Ближним Востоком. Не правильнее ли сосредоточиться на этом направлении?

— Я убеждена, что именно с Азией связано будущее нашего агроэкспорта. Там очень быстро растет популяция, покупательная способность населения увеличивается, есть отлаженная логистика. Либерализация торговых отношений с Китаем и Вьетнамом — одно из приоритетных направлений министерства. Очень интересен и Сингапур — это ключ к рынкам тихоокеанского региона. Из-за российско-турецкого конфликта для нас сейчас очень важен и рынок Турции. У Украины есть все возможности, чтобы заместить Россию и увеличить экспорт на турецкий рынок зерна и масла. Также интересны турецкие инвестиции в украинскую переработку. Примеры уже есть — инвестиции в производство масла.

Но ЕС — это основной стратегический вектор сбыта наших товаров. Углубление торговли с ЕС позволит развить потенциал пищевой промышленности, модернизировать наши заводы и экспортировать продукты с высоким уровнем добавленной стоимости. Пока что украинский агроэкспорт преимущественно сырьевой. Основные статьи — это зерновые и масличные культуры, растительное масло. Необходимо преломить этот тренд. Положительные тенденции уже есть. В прошлом году в десятки раз увеличились продажи сала, сахара, безалкогольных напитков. В этом году на мировых рынках существенно упали цены на продукты питания. Поэтому увеличение доли в экспорте продукции с высокой добавленной стоимостью — главная задача.

Многие аграрии жалуются, что выгоды от ЗСТ с ЕС не покрывают их убытков из-за российского эмбарго. Сможем ли мы перекрыть за счет Европы потерю российского рынка? Сколько на это понадобится времени?

"ЕС — это основной стратегический вектор сбыта наших товаров"

— Тенденция вытеснения украинских товаров на рынках СНГ российскими прослеживается еще с 2010 года. Уже тогда россияне создавали искусственные проблемы для украинских производителей сыров, молока, кондитерских изделий. Даже в случае неподписания соглашения с ЕС РФ все равно продолжала бы дискриминацию украинских товаров. Кроме того, ориентация на российский рынок тормозила развитие украинского АПК. В России низкие стандарты и требования к качеству продуктов питания. Продукция, изготовленная для РФ, неконкурентна на мировых рынках.

Естественно, необходимо наращивать свое присутствие на рынках СНГ. В прошлом году открылся рынок Казахстана для украинских молочников и предприятий мясной отрасли. Удалось усилить торговые позиции Украины в Армении и Кыргызстане. Высокое качество украинской продукции, соответствующее требованиям ЕС, бесспорно, облегчит продвижение наших товаров на эти рынки.

Одна из главных претензий Евросоюза к Украине — затягивание гармонизации национального законодательства в сфере безопасности пищевой продукции с европейским. Министерство ускорится?

— В этом году запланировано внедрение в Украине регламента ЕС об информировании потребителей пищевых продуктов. Он требует от производителей полностью раскрывать информацию о том, из чего сделан тот или иной продукт. Надеемся ввести регламент ЕС "О новых видах пищевых продуктов", соблюдение которого обезопасит потребителей от рисков, связанных с использованием новых пищевых технологий. Также намерены адаптировать для страны регламент ЕС об охране географических указаний и обозначений происхождения сельскохозяйственной продукции. В Украине появятся региональные марки продуктов (к примеру, сыры Карпатского региона, вины Бессарабии и т. д. — Фокус).

Наконец, в планах министерства разработка и подача в парламент изменений в закон о производстве и обороте органической сельхозпродукции. Новый закон об органическом земледелии облегчит условия для производства "нишевой" экологической продукции, которую мы можем беспошлинно экспортировать в Европу без ограничения квот. Органические продукты гораздо дороже обычных, и торговать ими очень выгодно.