Аномальное полугодие. Как чувствует себя экономика Украины
Нынешний экономический кризис далек от образца 2008-2009 гг. Но преодолеть его без помощи иностранных партнеров и более предсказуемого курса гривны не получится
Сводки с экономических фронтов по итогам первого полугодия оказались неутешительными, но не катастрофичными для Украины:
- ВВП упал на 3%, при этом падение во втором квартале 2014 года ускорилось до 4,7%, а по итогам года ожидается падение на 6,5-7%, индекс промпроизводства снизился на 4,7%, индекс сельхозпроизводства упал на 3,9%, а строительства - на 8,9%;
- В январе-мае 2014 года позитивное сальдо торгового баланса составило 524,5 млн долл. США (за тот же период 2013 минус 3,372 млрд долл. США), что с учетом прекращения закупок российского газа - хуже ожидаемого;
- Гривна девальвировала к доллару США на 45%, индекс потребительских цен вырос на 11,6%, а индекс цен производителей промышленной продукции - на 18%.
Вопреки ожиданиям, реальный сектор очень инертно реагировал на социально-политические события первого полугодия. Если сравнивать текущую ситуацию с кризисом 2008-2009 гг., то можно утверждать, что кризис 2014 года будет примерно в 2-2,5 раза менее вредным для национальной экономики.
Итоговый результат в 2014 году будет зависеть от нескольких экономических факторов: урожай зерновых, учитывая его естественные потери при сборе и потери в зоне АТО; толерантность украинских властей в отношениях с банками и эффективность регуляторных мер по стимулированию кредитования реального сектора; степень налоговой нагрузки на реальный сектор и налоговое администрирование.
С урожаем все более-менее ясно: это природный фактор, который сейчас играет на руку национальной экономике. В 2014 году, даже с учетом временной оккупации Крыма, Украина планирует собрать рекордный урожай зерновых на уровне 63 млн тонн. Препятствовать этому могут лишь погодные условия и неординарный военно-политический сценарий на Востоке Украины. Оба фактора маловероятны. Текущие и прогнозируемые погодные условия благоприятствуют сбору урожая. Военные за несколько месяцев сократили территорию, контролируемую террористами, на 75%. Похоже, что РФ не готова к затяжной и открытой войне. За 4 месяца конфликта они так и не смогли перевести его в открытую фазу, а взамен за свое скрытое участие получили букет экономических санкций от ЕС и США. После того как Мариуполь, где производится примерно 6% ВВП Украины, перешел под контроль украинских военных, влияние АТО на экономику Украины сократилось до минимума.
Финансовые потрясения
Основной бой за украинскую экономику развернется в финансовом секторе. Самый большой вопрос к финансовому и экономическому блокам правительства - степень эффективности воздействия девальвации на украинскую экономику.
Статистика первого полугодия показывает, что шоковая девальвация гривны не только не лечит экономику страны, но и приводит к более значительным негативным эффектам. Позитивное сальдо торгового баланса в январе-мае 2014 года Украина получила из-за снижения импорта на 18% (во многом за счет снижения закупок российского газа) и прироста экспорта всего на 5,1%, который незначительно повлиял на индексы пром- и с/х производства. Зато шоковая девальвация на 45% распугала банковских вкладчиков и стала одной из причин инфляционного всплеска. Даже по официальным данным, за первое полугодие 2014 года потребительские цены выросли на 11,6%. Если тенденция прироста продлится во втором полугодии, то в 2014 году официальная инфляция составит 23-24%, а на практике рост цен будет ощущаться на все 35-40%.
Не сулят ничего хорошего и отток вкладов из банков, и падение кредитования реального сектора. Чем быстрее НБУ удастся оживить банковское кредитование - тем меньше вероятность развития катастрофической ситуации в реальном секторе экономике до конца года. В этой связи удивляет растущее число банков с временными администрациями и брошенных под ликвидацию. Интуитивно ситуация понятна - после стресса так называемые "семейные" и банки с российским госкапиталом кредитовать уже не спешат, а дочки крупных европейских банковских групп кредитную экспансию еще не планируют. Вопрос в том, как НБУ будет стимулировать эти процессы, и будет ли стимулировать или ждать пока проблема рассосется сама собой. Единственный плюс ситуации в том, что объемы ресурсов материнских банков, таких как BNP Paribas, Credit Agricole, Deutsche Bank и UniCredit, достаточны, чтобы обеспечить ураган кредитной экспансии, однако для этого у них должен быть мотив.
Появление новых налогов - с процентных доходов на депозиты, дополнительных налогов с зарплаты, дополнительных рентных платежей - это все просто замечательно с точки зрения теории наполнения госбюджета. Единственный вопрос, насколько эффективным этот механизм перераспределения средств будет на практике. Если правительство будет отбирать деньги у населения и бизнеса в больших объемах и какую-то их часть перераспределять через коррупционный механизм, банально вывозя из страны, - это один сценарий, и совсем иной, если средства будут идти на социальные выплаты и финансирование АТО. В любом случае большой прирост фискальной нагрузки отрицательно скажется как на уровне потребления, так и на уровне экономической активности в краткосрочном периоде.
Работа над ошибками
Экономические и финансовые проблемы Украины, хотя и накопились, но уж очень далеки от кризиса образца 2008-2009 гг. Нынешний кризис при поддержке иностранных партнеров можно успешно разрешить.
Первым делом следует привести в чувство валютный рынок. Реальный сектор даже за полгода не привык к нестабильному курсу. МВФ должен согласиться, что лечить украинскую экономику шоковой девальвацией невозможно, а динамика курса должна быть более стабильной. Возможно, курс следует оставить в коридоре 11-12 грн за доллар и поддерживать плавную тенденцию к ревальвации гривны, такой тактический ход может привлечь внимание иностранных инвесторов.
Необходимо продумать тактику стимулирования роста объемов кредитов, выданных банками для реального сектора. Это могут быть как точечные договоренности с крупными европейскими банками, которые уже присутствуют в Украине, так и включение внутренних механизмов, стимулирующих кредитование реального сектора, в т.ч. через монетарные инструменты. Пока такой тактики нет, во всяком случае публично она не озвучивалась.
Раз уж государство усилило свою роль в экономике Украины через увеличение числа налогов и рост некоторых сборов, а также выдав банкам рекордные объемы рефинансирования, то логичным шагом остается усиление борьбы с коррупцией. Неслучайно, борьба с коррупцией является одним из пунктов, исполнения которого требует МВФ. Без победы над коррупцией можно будет ставить под сомнение эффективность фискальных мер, предпринятых правительством в последние 3-4 месяца.
Украинские власти делают большую ставку на поддержку МВФ. Фонд же имеет традиционные рецепты помощи странам вроде Украины. Своими программами stand-by он добивается макроэкономической стабилизации. Одно из ключевых условий - это восстановление роста национальной экономики за счет внутренних ресурсов и прихода в страну реальных иностранных инвестиций. В ближайшие год-два Украина вряд ли уйдет от идеи поддержки со стороны МВФ как главного кредитора. И так как рецепты фонда стандартизированы, т.е. предсказуемы, то и экономические процессы в Украине должны носить более предсказуемый характер.