Игры без разума. Создатели развлекательных телешоу впадают в абсурд
Конкуренция на телерынке растет, а хорошие идеи заканчиваются. Поэтому создатели развлекательных шоу в попытке завоевать аудиторию впадают в абсурд
В бар заходят слепой, карлик и одноногий — казалось бы, классическое начало английского анекдота, британцы-то знают толк в черном юморе. Но на деле так выглядит завязка одного из эпизодов комедийного английского телешоу I"m Spazticus. Название переводится примерно так: "Я валяю дурака". Смысл передачи заключается в том, что подставные герои издеваются над случайными прохожими, и все это снимает скрытая камера. Только в отличие от других подобных шоу, в I"m Spazticus подставные герои — инвалиды. А случайным прохожим, попадающим в кадр, приходится объяснять дорогу собаке-проводнику или выбирать партнера для первого свидания между карликом и парализованным инвалидом в коляске.
Программа стартовала в эфире британского Channel 4 как раз накануне начала Параолимпийских игр и вызвала бурную реакцию зрителей. Одни сочувствовали людям с ограниченными возможностями, другие негодовали, мол, как можно издеваться над убогими? Хотя если внимательно присмотреться к передаче, то еще неизвестно, кто над кем издевается. Третьи от души смеялись: программа же действительно веселая, особенно если помнить о том, что сами инвалиды, участвующие в шоу, воспринимают свои физические недостатки спокойнее, чем здоровые люди.
Все это напоминает попытку скрестить ежа с удавом: идея глупая, бесполезная и совершенно абсурдная, но всем интересно, что в итоге получится
Нашлись, впрочем, и четвертые. Те заметили, что привлечение людей с особыми потребностями в стандартный формат шоу со скрытой камерой — это, безусловно, смелый ход, но все же не революционный. I"m Spazticus — далеко не первый случай на ТВ, когда уже привычный для зрителей формат разбавляется неожиданной или даже абсурдной деталью. Все ради того, чтобы привлечь внимание тех, кто хаотично переключает каналы, и удивить их. А значит — удержать возле экрана хотя бы на полчаса дольше.
Необычные метаморфозы происходят и с популярным во всем мире форматом "Голос", известным у нас как "Голос країни". В мире песенных талант-шоу "Голос" — третий по популярности после "Идола" и "Х-фактора". И, несмотря на молодой возраст, меняться и искать свежие вариации на тему развлечений "Голосу" приходится еще быстрее, чем его старшим соперникам. Вот он и меняется. Так, в новом сезоне в США появилось шоу "Вкус". Представьте, что все декорации, участники и правила — те же, что и в "Голосе". То есть судьи в креслах повернуты к залу, красные кнопки — как положено. Но конкурсанты не поют, а готовят, а члены жюри не слушают, а едят. Конечно, изменения сложно назвать радикальными, если сделать скидку на популярность и число различных кулинарных шоу в мире. Тем не менее. Зрителям не скучно.
Похожим образом развивался и другой знаменитый формат "Танцы со звездами". Вслед за танцевальным шоу появились такие же по форме, но немного отличающиеся по содержанию "Звезды на льду" и "Цирк со звездами". А в этом сезоне в Нидерландах придумали новую, еще более абсурдную, чем цирковые номера, вариацию на тему необычных занятий для звезд. Шоу под названием Celebrity Splash. Это соревнование по прыжкам в воду, но участвуют в нем не спортсмены, а знаменитости, не связанные со спортом. Программа уже выходит в Голландии и запущена в производство в США, на том же канале, где много лет идут "Танцы со звездами". Рейтинги звездно-танцевального шоу с каждым сезоном падают, вот продюсеры и нашли выход, как одновременно привлечь звезд и удержать зрителей — заставить селебрити прыгать в воду с трамплина.
Все это напоминает попытку скрестить ежа с удавом: идея глупая, бесполезная и совершенно абсурдная, но всем интересно, что в итоге получится. Кстати, украинские зрители смогут посмотреть на это в числе первых. Один из отечественных каналов купил "Прыжки в воду со звездами" на недавно прошедшей в Каннах телевизионной ярмарке. Пока, правда, неизвестно, кого из наших селебрити удастся уговорить надеть купальный костюм, выйти на высоченный трамплин и прыгнуть оттуда в воду в прямом эфире. А уж тем более непонятно — зачем. С другой стороны, если зрители станут смотреть, звезды будут прыгать. К тому же, как показала практика, каждый не прочь посмеяться над человеком поуспешнее и побогаче, попавшим в глупое положение.
Юлия Куприна, обозреватель отдела Культура