Когда в Украине подешевеют авиабилеты

Европейские авиакомпании стали летать чаще, продавать билеты дешевле, а кормить скромнее. Украинские перевозчики извлекли совсем другие уроки из кризиса

Related video

Украинцы стали меньше летать. Пассажиропоток по сравнению с 2012 годом сократился на 24,2%, подсчитали в Госстате. Для рынка это тревожный звонок. До недавнего времени желающих воспользоваться авиалиниями становилось все больше и больше. Максимальный пик пришелся на 2011-й. Тогда Украина восстанавливалась после кризиса, и мы летали почти на треть активнее, чем годом ранее. Но отсутствие конкуренции между отечественными компаниями, постоянно растущие цены на билеты, никудышный сервис и небольшое количество внутренних рейсов делают свое дело. Если есть альтернатива, многие отказываются путешествовать самолетом. И дальше будет хуже.

Падение пассажирских перевозок, скорее всего, продолжится. В июле планирует закрыть свой единственный рейс внутри Украины бюджетная компания Wizz Air. Уход с маршрута Киев – Симферополь в разгар сезона выглядит подозрительно. Фактически в стране не останется ни одного внутреннего направления, обслуживаемого международным лоукостером. Очередной праздник для местных перевозчиков — возможность еще раз поднять стоимость билетов. Говорят, что летом в Украине начнут работу испанский и итальянский лоукостеры. Отличная новость, и она точно порадует туристов, стремящихся за рубеж, но ситуацию с внутренними рейсами это никак не улучшит.

Перелет из Киева в Донецк и обратно стоит в два раза дороже, чем из Глазго в Париж, — 346 долларов против 183. При одинаковом расстоянии между отправными точками и покупке билетов за 10 дней до вылета

Отечественные компании этого сделать не смогут — у них нет особого желания, а также доступа к дешевым кредитам. Они готовы гонять полупустые самолеты, но держать неприлично высокие цены. Ведь те, кому надо лететь, все равно купят билеты.

В Европе другой подход. Там традиционные компании сражаются за каждого пассажира так, что их цены порой не отличаются от бюджетных. Да и сами лоукостеры не отстают. Поэтому, несмотря на то, что экономический кризис никуда не делся, авиаперевозки постепенно растут. По данным IATA, пассажиропоток в Европе увеличился примерно на 3,6% по сравнению с 2012-м.

Почему такого нет в Украине? Цена входа на украинский рынок новых авиакомпаний должна стать рыночной, сбросив с себя коррупционный налог. Тогда мы будем интересны агрессивным и крупным лоукостерам — и Ryanair, и Easyjet. Ведь мы можем летать. Точнее мы, в основной своей массе, только и можем, что летать дешево. Иначе не летим. И те, кто приходит к нам, в условиях отечественного авиамонополизма оказываются перед выбором: будь жадным или уходи. Добавьте к этому высокие аэропортовые сборы и коррумпированность госорганов, и станет понятно, почему в украинском небе еще долго будут летать полупустые самолеты.

Александр Крамаренко, главный редактор персонального делового журнала "Деньги"