Нужен ли Украине Евросоюз

Украине скорее необходимы управленцы с дипломами европейских университетов, а не миллиарды евро иностранных инвестиций

Хорватия наконец вступила в Евросоюз. Стране понадобилось десять лет на выполнение требований ЕС, но праздник в Загребе, куда съехались европейские политики, не так сладок. Экономический кризис нанес серьезный удар по имиджу Евросоюза. Теперь в глазах многих это не элитный клуб, а бесполезная структура. К тому же Хорватия, прошедшая через реформы, имеет рекордный уровень безработицы. Местные жители недовольны, а в самой Европе опасаются, не станет ли балканская страна второй Грецией. Дальше на пути в ЕС — Турция. Ей намекают, мол, примут, если будет наведен порядок. Следом пойдет речь об Украине. Киев делает вид, что хочет в ЕС. Но вместе с тем пытается разобраться, а нужен ли нам этот союз и что он нам может дать.

Нас и сейчас неплохо кормят, пожимают плечами евроскептики. Дескать, в Европе самая медленная из всех экономик мира. Медленнее, чем в США, не говоря уже о Китае, Индии или Бразилии. Какие еще главные аргументы против движения в Евросоюз? Первый: все жестко регламентируется согласно нормам ЕС. Речь идет и о запрете на торговлю домашним творогом, и о допустимых пределах кривизны продаваемых в супермаркетах огурцов, и о строжайших технических стандартах для производства множества видов продукции. Еще одна претензия — обязательное соблюдение определенных требований по отношению к госбюджету. И напоследок: открытость внутреннего рынка Украины для товаров из ЕС и, соответственно, угроза отечественным производителям.

На первый взгляд, 28 стран-участниц — это бестолковая разношерстная толпа, затянутые процессы согласования позиций и дикая бюрократия. С другой стороны — откатанные механизмы защиты интересов меньшинства

Также ведутся разговоры об угрозе национальной идентичности. Но мне кажется, это стоит отнести к категории курьезов, а не к серьезным претензиям. В Испании до сих пор существует коррида (пусть и не во всех регионах), а в Австрии никто не запрещает петь йодли и носить короткие штаны на помочах. А на Сардинии производят и едят сыр с живыми червями. Экспортировать и продавать в супермаркетах нельзя, но на местных рынках торгуют.

Можно, конечно, капризничать, но выбор для Украины не так уж и велик. Не к Китаю же или к NAFTA (зоне свободной торговли, включающей США, Канаду и Мексику) нам присоединяться. Между тем ЕС с полумиллиардным населением — это третье по размерам экономическое сообщество. Да, это уровень безработицы выше 12%, но это и высокие социальные стандарты, которые ту самую безработицу в немалой степени и стимулируют. И еще ЕС —
примерно четверть мировой экономики. Соседи, которые уже здесь. Европейские банки, европейские компании, даже европейские туристы — они уже в Украине.

Плюс ко всему разобщенность Евросоюза. На первый взгляд, 28 стран-участниц — это бестолковая разношерстная толпа, затянутые процессы согласования позиций и дикая бюрократия. С другой стороны — откатанные механизмы защиты интересов меньшинства, уважение к локальным особенностям и поддержка менее развитых более развитыми. Да, Украина опоздала к аттракциону невиданной щедрости, когда немецкими, британскими и француз-
скими кредитами заваливали Грецию, Италию, Португалию и Испанию. Но нужно понимать, что уроки южноевропейского долгового кризиса все-таки не нами оплачены, хотя их точно не забудут к тому моменту, когда Украина будет перешагивать порог ЕС.

Украина стоит перед простым выбором — к кому-то надо примкнуть. Разговоры о самодостаточности — в пользу бедных. Мы можем несколько поколений выкорчевывать пороки, унаследованные от "совка", и учиться на собственных ошибках. А можем, как 60 лет назад сделали Япония и ФРГ, выскочить из авторитарной трясины, внедрив качественные правовые механизмы и институты реальной демократии за счет поддержки и контроля извне. Нужно искать и находить союзников — крупные экономические агломерации, в рамках которых Украина смогла бы получить импульс к развитию. Нужно искать союзников, с которыми у нас близкие ценности и экономические интересы. И, самое главное, нужно искать союзников, чьи стандарты государственного управления, права, бизнес-этики помогли бы избавиться от совкового наследия.

Поэтому от Евросоюза нам нужны не столько деньги и возможность продавать свои товары, сколько поддержка и жесткое давление в пользу демократических и антикоррупционных преобразований. Если уровень коррупции снизится, а механизмы защиты интересов граждан и бизнеса усилятся, то в Украину выстроится очередь из инвесторов. Стране нужны варяги с дипломами европейских университетов, а не миллиарды евро иностранных инвестиций, о которых так мечтают еврооптимисты. Инвестиции придут вслед за реформами в поисках высокой доходности.

Александр Крамаренко
главный редактор персонального делового журнала "Деньги"