Как побороть сепаратизм на Востоке Украины

Никаких референдумов и федерализаций, забыть фразу "ну его этот Донбасс". Только адекватный отпор со стороны армии и местной самообороны может дать результат

Related video

У каждого, кто наблюдает сейчас за событиями на Востоке Украине, назрел ряд вопросов.

Итак, что на самом деле происходит сейчас в Донбассе?

1. Крымский сценарий с местными особенностями. Сепаратистские акции длились больше месяца без особого успеха и явно начали выдыхаться. Ежевоскресный митинг "ватников" с последующей охотой на "бендеровцев" в центре города стал привычным явлением, не влияющим на обычную жизнь Донецка и Луганска. Потому была проведена соответствующая работа с местным населением и милицией – первых стимулировали действовать активнее, а вторых – не мешать. В итоге "колорадские" смогли удерживать захваченное здание ОГА в Донецке и СБУ - в Луганске целую неделю, но протест опять стал "окуклился". Потому на помощь были отправлены "зеленые человечки", не к месту употребившие слово "поребрик". В целом же доказательств прямого российского вмешательства было еще больше, чем ранее в Крыму, потому власти РФ особо и не называют вооруженных до зубов боевиков какой-то местной "самообороной". Основной удар пришелся на города областного подчинения Донецкой области, где под контроль пытались взять: а) местную администрацию (это давало повод провозгласить в городе "народную власть" во главе с самым активным местным сепаратистом); б) здания силовых структур (там находится оружие, которым вооружают соратников "народного мэра"). В итоге – добиться полной дестабилизации в регионе.

2. Саботаж и коллаборационизм местной милиции. Донецкие и луганские правоохранители оказались не в состоянии не только защитить местное население, но и отстоять свои офисы. И даже не пытались – активное сопротивление было оказано лишь в Горловке, но там же часть милиционеров открыто перешла на сторону оккупантов.

3. Попустительство и потакание местных властей. "Ватники" в Донбассе не испытывают и десятой доли проблем, с которыми в свое время сталкивался Майдан. Подвоз еды, медикаментов, одежды, дров, а то и чего посерьезнее к захваченным зданиям осуществляется без малейшего противодействия. Представители местной власти и, особенно, самоуправления, вместо того, чтобы признать факт интервенции, ходят на переговоры с сепаратистами и учтиво призывают "услышать голос мирных жителей Донбасса". Более того, свита ряда местных руководителей была замечена в горячих точках рядом с сепаратистами. Оперативная подмога боевикам ("Как только отдел милиции захвачен – к вам подойдут 20-30 человек из местных жителей – мы их готовили заранее", - фраза из слитого в Сеть инструктажа "зеленым человечкам") – тоже явно их рук дело. Пока никто из местной номенклатуры не присягнул двуглавому орлу, но, судя по всему, за этим дело не станет.

Разговор сепаратистов с их российским руководством (аудиозапись)

Центральная власть либо ведет себе аморфно, как и во время аннексии Крыма, либо, хуже того, пытается использовать ситуацию в своих интересах. Ультиматумы без последствий, отпущенный в отпуск батальон Нацгвардии (правда, спешно отозванный назад), крайне медленная переброска армейских частей на Восток и т.д. – так сепаратистов не победить.

Юлия Тимошенко, в свою очередь, утром понедельника призвала удержаться от силовых действий, чтобы "не развязывать руки России". Реакция активной части общества последовала немедленно, и ЮВТ дала задний ход – дескать, сперва давайте попробуем переговоры. Потом экс-премьер уже попросила мир о прямой военной помощи Украине, а к вечеру сбежала с прямого эфира, чтобы организовывать "народное движение сопротивления" на базе родной партии. Ее главный конкурент Петр Порошенко не лучше – проводит предвыборный тур по Западной Украине, как ни в чем не бывало.

Кто за этим стоит?

Без Путина и его "колорадских жуков" в Украине не было бы никаких проблем с сепаратизмом

1. Россия. Ее роль настолько очевидна, что вдаваться в подробности не имеет смысла. По данным украинских военных экспертов из группы "Информационное сопротивление", задействованы сотрудники Главного разведывательного управления и Федеральной службы безопасности. Первые – те самые "зеленые человечки", непосредственно захватывающие админздания, вторые – занимаются вербовкой с целью использовать граждан Украины в диверсионных акциях.

2. Местные олигархи. В первую очередь, речь конечно, о "хозяине Донбасса" Ринате Ахметове. Луганская группа, которую сейчас возглавляет глава фракции ПР в Раде Александр Ефремов, лишилась субъектности примерно в конце 2000-х, сейчас же полностью находится под контролем "донецких", правя от их имени в родном регионе. Сюда также стоит причислить местные элиты, уровня мэров и секретарей горсоветов крупных городов Донетчины. "Они думают: Ринат, Тарута (губернатор Сергей Тарута – Авт.) и прочие договорятся с новой властью, а нам что делать?" - описывал их настроения хорошо знающий местные нравы донецкий политолог.

3. Фанаты Путина, монархисты, русские нацисты, сталинисты, советофилы, алкоголики, тунеядцы и подобная маргинальная публика, объединенная емкими понятиями "ватники" и "колорадские". А также примкнувшие к ним обычные небогатые работяги, которые купились на пропаганду о "захвативших власть кровожадных бендеровцах". Их взгляды на мир и устремления зачастую прямо противоположны, что не мешает сотрудничеству – всех пока объединяет общая ненависть к мифическим могущественным неонацистам из Правого сектора.

Приблизительно так выглядят первые лица "Донецкой республики"

Какие у них цели?

1. План Путина, похоже, до конца непонятен и ему самому. Но все же, задачи Кремля стоит разделить на тактические и стратегические:

А) Главная тактическая цель – выгодная позиция перед 17 апреля. Тогда в Женеве должны встретиться представители США, ЕС, Украины и России – и последней было бы очень кстати продемонстрировать недееспособность новой киевской власти совладать с собственными бунтующими гражданами в Донбассе. Кроме того, в этот же день Путин проведет свою традиционную ежегодную "прямую линию с россиянами", на которой львиная доля вопросов явно будет касаться Украины. Более отдаленная тактическая цель – срыв президентских выборов 25 мая. Чем дольше в Украине будет отсутствовать абсолютно легитимная власть, тем легче Кремлю будет разжигать сепаратистские настроения на Востоке и общаться с "западными партнерами".

Б) Стратегическая цель – полный распад Украины и переход украинских территорий под управления Кремля. Может обойтись и без прямой аннексии, в отличие от Крыма. "Аквафреши" на захваченных донецкими сепаратистами админзданиях довольно быстро сменяются флагами "Донецкой республики", сами сепаратисты и их российские лидеры во время переговоров по Zello тоже не рекомендуют друг другу злоупотреблять триколорами. Значит, целью пока что является на Востоке Украины вереницы псевдолегитимных "народных республик" под полным контролем Кремля, что не отменяет генеральной задачи – перехода под российское управление всех украинских земель до Закарпатья включительно. Если вдруг не все получится – перед федерализированной Украиной (стратегическая задача-минимум) надежно закроется дорога в Европу. Смертельно боящийся НАТОвцев и геев восточный федеральный регион никогда не позволит киевской власти проводить реальную евроинтеграцию - очередных вооруженных столкновений тогда не избежать.

2. Местные элиты, в первую очередь тот же Ахметов, пытаются подороже продать свою лояльность. По сути – добиться сохранения полуфеодальных порядков, существовавших при Януковиче, в идеале – получить восточные территории в полное управление, которое закрепить федерализацией. Складывается впечатление, что в этой игре они не готовы идти до конца – по крайней мере, развал Украины на части Ахметову явно не нужен – за пределами "Донецкой республики" окажутся его важнейшие активы, например, на Днепропетровщине. Встревожено-примирительные коллективные заявления его топ-менеджеров и постоянное напоминание, что "Донбасс - это Украина" от самого Ахметова тому доказательство. Впрочем, "хозяин Донбасса" вполне мог и потерять контроль над ситуацией, которую сам начал раскачивать.

Ринат Ахметов говорит о "единой Украине", хотя, судя по всему, вовсе не против федерализации страны

3. Многочисленные "ватники" уже настолько увлеклись борьбой за "независимость", что вряд ли отступят. Хотят они одного – лучшей жизни, вкладывая в это понятие самые разные смыслы. Депрессивный регион, за редкими исключениями, молчал последние 20 лет. В последние четыре года особенно – ведь при власти были, по выражению Ефремова, "по нутру свои". Зато смена власти подарила идеальные повод для бунта. Страх потерять даже эфемерную стабильность вылился в фобию Правого сектора. По ощущениям, большинство протестующих "колорадских" хотели бы вернуться назад в СССР, на которое Россия стараниями своего руководства становится все более похожей. Взять хотя бы символические вещи – навязываемый культ "Великой Победы", ставший у северо-восточного соседа официальной псевдорелигией, как в свое время и в СССР. Понятно, что разочарование "колорадских" будет огромным, в реальной России, согласно соцопросам, было не так много из них. А кое-кто и вообще всю жизнь прожил в депрессивном Донбассе.

Надо ли проводить референдум по статусу Донбасса?

Ни в коем случае. Заявления о том, что такой вариант возможен – большая ошибка.

1. Какие вопросы выносить на референдум? О децентрализации власти? О расширении бюджетных полномочий местного самоуправления? О национально-культурной автономии? Послушайте на выбор любые пять минут из выступление лидеров протеста на крыльце Донецкой ОГА и вы поймете, что они едва ли смогут выговорить слово "децентрализация", куда уж там объяснить. Федерализация и т.п. выгодны именно местным элитам, но как писалось выше, протестом они уже не управляют.

2. Результаты референдума, с большой вероятностью проигрышные для "колорадских" они не признают никогда. Российская власть – тоже, и через свое телевидение быстро убедит "ватников", что Правый сектор на самом деле организовал масштабную фальсификацию. Тогда зачем вообще референдум?

3. Если киевская власть считает, что само обещание референдума как-то сможет снизить градус напряженности в регионе, она заблуждается. В Донбассе столичных правителей не слушают, им не верят, их бояться. Потому обещать на Банковой могут все что угодно – на Востоке будут верить в свои мифы. Лучшая иллюстрация – языковой закон Кивалова-Колесниченко, который предоставляет русскому статус регионального. Центральная власть давно оставила его в покое, но якобы введенный "запрет русского языка" - до сих среди популярнейших аргументов в среде сепаратистов.

Может, лучше и вовсе отказаться от Донбасса, раз с ним столько проблем?

Ни в коем случае. Это может быть самой большой и непоправимой ошибкой.

1. Не стоит забывать, что в Донецкой области живет четыре с лишним миллиона человек, а активных "колорадских" из них от силы тысяч 10. Да, еще несколько сот тысяч им явно симпатизирует, сидя по домам. Но есть и другие, нормальные проукраинские люди. Месяц назад, во время предыдущего обострения сепаратизма, автор как раз оказался на проукраинской акции на центральной площади Донецка и пел гимн Украины вместе с 10 тысячами местных. Тогда и понял, что, по крайней мере, в 21 веке страна – это не столько территория, сколько люди. И бросить этих людей, как бросили сотни тысяч крымчан, мы не имеем права. Да, они не выходят на Майдан, как мы – но в том регионе культура митингов до недавнего времени вообще отсутствовала. В бар можно пойти, в кино – тоже, да хоть в театр – а вот на митинг нет. Зачем? Работать надо… Но ситуация и так быстро меняется, по примеру Киева создаются отряды самообороны. И вместо того, чтобы их бросать, лучше им помочь (что, в принципе, уже делается).

Многотысячный митинг за единство Украины в Донецке. Там любят Украину и поют гимн страны

2. Самое важное – с потерей Донбасса проблемы для Украины не закончатся. Не так давно многие думали, что все обойдется одним Крымом, и жестоко ошиблись. Колорадские жуки, уничтожив одну картофельную плантацию, перебираются на соседнюю. Нет оснований думать, что их двуногие сородичи поведут себя иначе. Да и уже сейчас в мятежных городах Донецкой области замечены военные и "ватники", которые раньше "освобождали" Крым. Тем более, даже в Ужгороде можно найти сотню алкашей, вручить им флаги России и потребовать от Путина защитить их.

Что нужно делать?

1. Проводить антитеррористическую операцию не в Фейсбуке, а в Славянске. Кажется, власть уже делает первые шаги в этом направлении. По крайней мере, российские сайты тревожно сообщают о маневрах украинской бронетехники в области. Эта тревога – хороший знак. Назначение Василия Крутова новым главой антитеррористического центра – новость еще лучше. При этом водить чрезвычайное или военное положение не нужно – вполне будет достаточно изменений в законы о борьбе с терроризмом и о вооруженных силах, раз уж украинское войско относится к правовому обеспечению своей деятельности столь принципиально.

2. Немедленно наглухо закрыть все границы с Россией. МИД уже заявил о таком варианте, стоит быстрее переходить от слов к делу. Понятно, что группы ГРУ и ФСБшники обычно не проходят границу через пропускной пункт, но как минимум российских "ватников" таким образом можно будет надежно отсечь.

3. Создание локальных батальонов самообороны. Соответствующее решение – одно из немногих, за которые надо похвалить министра Арсена Авакова. Местные украинские патриоты должны иметь возможность себя защитить и лучше, если они будут делать это легально и в сотрудничестве с проукраинской милицией/армией/местной властью. Тем более, запрос на такую самоорганизацию присутствует, и ряды донецких самооборонцев пополняются. Конечно, никто не будет их бросать на штурм захваченных "зелеными человечками" зданий – у них нет соответствующих умений. Но не допустить повторения событий в Харькове, когда озверевшая толпа "колорадских" ногами добивала раненых патриотов, такие отряды вполне способны.

4. Не препятствовать украинцам с Запада и Центра, которые хотят помочь восточным побратимам. Жестокое избиение киевских патриотов, ехавших на акцию в Харьков, непонятными подразделениями милиции – это позор сам по себе, который должен быть тщательно расследован. Донецкие активисты открыто взывают о помощи – такую помощь надо им предоставить, желающих предостаточно. И не надо бояться, что латентные пророссийские жители Донбасса наконец-то живьем увидят легендарных "бандеровцев с Запада" и возьмутся за оружие. Синергия страхов тамошних "колорадских" и так рождает коллективное безумие, как в Ровеньках, дивизии Правого сектора там и так видят уже месяц как, и ухудшить ситуацию невозможно.

5. Привлечение западных союзников, в первую очередь – из дружественных нам стран Восточной Европы и опытнейших в своем деле спецов из Израиля. Опыт сотрудничества как минимум с европейскими антитеррористическими подразделениями у СБУ уже есть. А вот с миротворцами ООН надо быть осторожными – не стоит забывать, что Россия также посылает свои "голубые каски" по всему миру и вполне обоснованно захочет прислать их и в Украину – близко же. Тогда российский военный контингент будет находится на нашей земле на вполне легальных основаниях, худшего сценария не придумаешь.

6. Немедленное повышение зарплаты милиционерам, приоритетное решение их социальных проблем. По свидетельствам очевидцев, основная и главная тема их разговоров сейчас: "нам платят по 300 долларов, в России полицейский получает в четыре раза больше". Уравнять зарплаты в тяжелейшей экономической ситуации будет непросто, но это абсолютно необходимо. Раз уж на патриотизм правоохранителей особой надежды нет.

7. Кнутом и пряником искать подход к местным элитам. К сожалению, договариваться с этими шантажистами придется. Некогда мощная группа РосУкрЭнерго сейчас терпит поражение за поражением во многом из-за того, что никогда не имела "своей" территории в Украине. У Ахметова и Ко такая территория есть, есть и сотни тысяч людей, которым он платит зарплату. А может и перестать – и канализировать их гнев против нынешних властей в Киеве. Потому как-то договариваться и чем-то жертвовать придется – "посадить всех", как к тому многие призывают в столице – значит вылить на горящий Донбасс бочку бензина. Освобождать донецкий регион от его феодальных правителей – дело будущего. Главное, что было что освобождать.

И самое главное – власть должна перестать бояться применять силу. Об этом не принято говорить, но Крым был потерян во многом из-за этого страха. Да, центральное армейское руководство вело себя очень неуклюже, не давало долгожданный "приказ". Но не стоит забывать, что и без этого приказа у крымских военных были все основания открыть огонь по "зеленым человечкам". Не хотели умирать, боялись за семьи – разумно и естественно. Только в армии и милиции с таким подходом делать нечего – эти структуры созданы для защиты мирного населения, а не для продажи оставшегося с советских времен имущества и крышевания проституток.

А гражданские батальоны самообороны не должны бояться давать силовой отпор "ватникам" - только так их можно образумить. "Ватник" всегда подчиняется сильнейшему – это для него природное и привычное состояние.

Милан Лелич, Фокус