О чем молчит Фирташ
Прошла почти неделя после дебатов в земельном суде Вены. Откровения олигарха ушли в песок
Дмитрий Фирташ, великий и ужасный отечественный олигарх, заговорил. Правда, не по доброй воле и не в Украине. А в суде в Вене, и под угрозой выдачи судебным органам Соединенных Штатов. По общему впечатлению, программу-минимум бизнесмен, два десятка его адвокатов и свидетели на все случаи жизни выполнили. От коррупционной составляющей дела отбились. Головы австрийским служителям Фемиды нашими политическими "раскладами" забили. Чуть ли не политический кризис в Украине спровоцировали. Что, собственно, и требовалось.
Самый скандальный эпизод признаний Дмитрия Фирташа — заявление о том, что американцы преследуют его не за подкуп чиновников в Индии, а за поддержку Виталия Кличко как политического лидера. Мол, госдеп США сделал ставку на Юлию Тимошенко и Арсения Яценюка. И якобы именно в этом причина его проблем. Это были слова, адресатом которых был отнюдь не австрийский судья Бауэр, а украинцы. Ну и зрители российского Первого канала, нуждающиеся в ежедневных новостях о контроле США над украинской политикой.
Конечно, важным было и признание в тайной встрече с Петром Порошенко и Виталием Кличко накануне президентских и мэрских выборов. Это должно было окончательно убедить судью в том, что он имеет дело не с банальным коррупционером международного класса, а с политически значимой персоной. И Фирташу это удалось. Для украинцев очевидно: он раскрыл секрет Полишинеля. О том, что наша политика есть производное от денег и договоренностей, знают все. Но, как и в итальянской комедии положений, об этом не принято говорить. Только ленивый не искал и не находил людей из "квоты Фирташа" в списках Блока Петра Порошенко на выборах в Верховную Раду и Киевсовет. Общество и пресса, стало быть, все знали. Власть же на уровне первых лиц и тогда, и сейчас играет в такого себе простачка.
То, что Фирташ топит в своих полудружеских объятиях Порошенко и Кличко, очевидно
Прошла почти неделя после дебатов в земельном суде Вены — президент, который по логике сам заинтересован объяснить, о чем он договаривался с Кличко и почему в компании Фирташа, молчит. Прославленный чемпион и пока не очень убедительный мэр отметился общими словами о политизации дела, имеющего экономическую подоплеку.
Увы, некому было сказать достопочтенному судье, что Дмитрий Фирташ не тот, за кого себя выдает. Нет, конечно, он именно тот самый Дмитрий Васильевич Фирташ, уроженец села на юге Тернопольщины. Но в бизнесе он выполняет специфическую роль.
Газовые миллиарды Фирташа — отнюдь не воплощение его экономического гения. Герой венского суда — это классический "зицпредседатель Фунт". Человек-"прокладка", главной функцией которого было делать вид, что именно он главный и именно он решает вопросы. Великие одесситы Ильф и Петров все написали тонко и четко: "Я всегда сидел. Я сидел при Александре Втором "Освободителе", при Александре Третьем "Миротворце", при Николае Втором "Кровавом". […] При Керенском я сидел тоже. При военном коммунизме я, правда, совсем не сидел, исчезла чистая коммерция, не было работы. Но зато как я сидел при НЭПе! Как я сидел при НЭПе! Это были лучшие дни моей жизни! [...] Я беру недорого: сто двадцать рублей в месяц на свободе и двести сорок — в тюрьме. Сто процентов прибавки на вредность".
Основа его бизнес-империи создана на сверхприбыли от торговли газпромовскими углеводородами. Думаю, не сильно упрощу картину, сказав, что он представляет де-факто бизнес-интересы российского президента. $11 млрд кредитов российского же Газпромбанка позволили ему купить при непротивлении режима Виктора Януковича украинскую химическую промышленность. Даже залог в 125 миллионов евро, благодаря которому украинского бизнесмена освободили от необходимости более чем год ждать вердикта суда за решеткой, внес приятель Василий Анисимов, миллиардер из Москвы.
Судить газового посредника между Кремлем и Украиной означает судить самого Путина
Ему дали заработать для хозяина газа и денег. Ну и "немножко" себе. Теперь пришел час отдавать долги в форме более активного, чем ранее, вмешательства в украинскую политику. То, что он топит в своих полудружеских объятиях Порошенко и Кличко, очевидно. Избирателю этих политиков вряд ли понравятся тайные вечери на троих.
Общество и так не очень верит политикам, всегда выбирая от противного. А тут такой прекрасный подарок — доказательство непубличных договорняков. Даже если они говорили о птичках и погоде. Именно на таких "сходках" — раньше в пригородных саунах и трешевых ресторанах, а теперь в тиши фешенебельных отелей в европейских столицах — и решаются главные имущественные и политические вопросы. Так, кстати, Фирташ и начинал — как человек из орбиты криминального авторитета Семена Могилевича (любопытно, в официальном объявлении ФБР о его розыске указано — Nationality: Ukrainian).
Карта Дмитрия Фирташа еще не разыграна до конца. Активы в экономике (правительство, кстати, не спешит исправить ситуацию с допущенным в прежние времена фактическим монополизмом олигарха в химической промышленности) и наличие группы телеканалов "Интер", влияющих на массовую аудиторию, — тому подспорье.
Свой полувековой юбилей Дмитрий Фирташ отпраздновал 2 мая еще в Вене. Возвращение его в Украину возможно уже в ближайшее время. "Старику Фунту" еще предстоит побороться не только за многочисленные бизнесы, доверенные ему куда более влиятельными покровителями, но и за собственную свободу и безопасность. У печерского правосудия особых претензий к Фирташу нет. Может быть, потому, что судить газового посредника между Кремлем и Украиной означает судить самого Путина.