Единица скорости — один Луценко. Какого топлива не хватает украинской власти

Скорость, с которой Юрий Луценко получил должность генпрокурора, доказала, что российская агрессия и тяжелое наследие предшественников — не главные причины, по которым реформы идут так медленно

Фото: Facebook Victoria Voytsitska
Фото: Facebook Victoria Voytsitska

В Украине можно вводить единицу скорости законотворческого процесса — один Луц(енко). Верховная Рада, для которой штамповка законов с презрительным отношением к собственному регламенту является привычным делом, сегодня бьет все рекорды. И не только она — ровно на 200-й день объявленной президентом Петром Порошенко эры "решительных реформ", наступившей сразу после местных выборов, зашевелились все.

За несколько часов депутаты внесли в повестку дня и проголосовали за основу и в целом законопроект, открывающий для Юрия Луценко путь к креслу генпрокурора; спикер и президент его подписали; газета "Голос Украины" опубликовала его в своем спецвыпуске, и закон вступил в силу; Порошенко внес кандидатуру Луценко в парламент; ее одобрили в профильном комитете и в сессионном зале.

Дело здесь не столько в самом Луценко, который может оказаться и не таким плохим генпрокурором, по крайней мере лучшим, чем предшественники. А может и не оказаться, увидим по делам его.

Последние два с лишним года постреволюционная власть любит объяснять медленные темпы реформ военной агрессией России и разрушенной антинародным режимом предшественников системой госуправления. И экономикой, доведенной до ручки этим же режимом. И кознями агентов того же режима. Сбой может случиться буквально где угодно — например, заявление об отставке предыдущего генпрокурора Шокина везли в Администрацию президента несколько дней.

"Скорость приближения Луценко к генпрокурорскому креслу наглядно показала, что главная проблема медленного прогресса Украины — отсутствие политической воли у ее руководства"

Но, как видим, при желании все происходит очень быстро и четко. В Раду приходят народные депутаты, которых там можно увидеть лишь по большим праздникам, да и то не всегда. Быстро циркулируют документы между парламентом и Администрацией президента. Бывшие попутчики антинародного режима не то что не мешают, а наоборот, по мере сил помогают своими голосами. Собственно, это и есть главная причина спешки. Собрать в зале достаточное количество лояльных депутатов — редкая удача, а политические договоренности в Украине столь хрупки, что не всегда переживают ночь.

Скорость приближения Луценко к генпрокурорскому креслу наглядно показала, что главная проблема медленного прогресса Украины — отсутствие политической воли у ее руководства. Российская агрессия, слабая экономика, инертный госаппарат, популизм оппонентов и ситуативных соратников, безусловно, тоже играют роль, но лишь второстепенную.

Конечно, важна не столько сила, с которой верхи принуждают депутатский корпус, сколько вектор ее применения. Принять нужную, но непопулярную среди олигархов реформу — это одно, назначить соратника на высокий пост — другое. Поезд реформ едет быстро, только если его заправить политической волей. Но такое топливо туда пока заливают в исключительных случаях и лишь в интересах машиниста.