Жажда разрушения. Когда повзрослеют украинцы

«Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…» подумаем, что делать дальше

Фото:navkolo.me
Фото:navkolo.me

Строчка из "Интернационала" — первое, что приходит в голову, когда узнаешь о том, что с фасада Украинского дома на Европейской площади в Киеве снимают горельеф с изображением рабочих. По словам директора Украинского дома Юрия Стельмащука, эти рабочие — символ пролетарского пути, которому место в музее тоталитаризма, их нужно заменить символом новой украинской государственности. Это будут фосфоресцирующие желто-голубые флаги. Декоммунизация, знаете ли.

Время созидания наступает в более взрослом возрасте, а пока хочется разрушать, ну или хотя бы играть в "стрелялки" и "крушилки", а еще ломать все, за что не отругают

Автор горельефа, украинский скульптор Валентин Борисенко, судя по воспоминаниям современников, был человеком веселым с очень своеобразным чувством юмора. Он-то, наверное, посмеялся бы над решением чиновников, посчитавшим, его работу символом тоталитаризма. Хотите узнать почему? Сравните фото Валентина Назаровича в молодости с высеченным в камне лицом советского рабочего — впечатлитесь сходством. Будущий ректор Львовского института декоративно-прикладного искусства, а потом Киевского художественного института изобразил на горельефе себя. Это по сути автопортрет. Фигура, конечно, изменена — скульптор не обладал атлетическим телосложением, но стоит ли судить его строго за это невинное приукрашивание действительности. В конце концов, Рембрандт на автопортрете, который выставлен в Нью-Йорке в музее Frick Collection, тоже увеличил размах плеча, да и вообще тело сделал массивнее, чем в жизни.

В беседах с рабочими и ассистентами скульптор признавался, что изображает себя тянущим лямку семейной жизни. Вот вам и символ тоталитаризма. О супруге Валентина Назаровича известно немного, кто знает, возможно, ее манера ведения семейных дел и впрямь была тоталитарной, только повод ли это для того, чтобы снимать горельеф. Гораздо логичнее было бы избавиться от самого здания, в котором сейчас находится "Украинский дом", а до 1993-го был Музей Ленина. Вот уж действительно — символ и плод системы, в 1970-х ради его строительства срезали склон Владимирской горки, можно сказать, "отгрызли" кусок от древнейшей территории Киева. До разрушения зданий, символизирующих советский строй, декоммунизаторы пока не дошли. Это может быть следующим этапом, раз уж мы решили расставаться с прошлым, уничтожая все, что о нем напоминает, а не создавая новые реалии. Прямоугольные куски ткани, покрытые светящейся краской, — слабая альтернатива работе известного скульптора. Так что если на секунду прекратить жонглировать символами и задуматься о сути происходящего, становятся ясно, что это вовсе не замена, а разрушение.

Школьные психологи знают, что большинство детей в возрасте младше 11 лет еще не способны самостоятельно направлять собственную творческую энергию в конструктивное русло. Почти все, что делают взрослые, кажется им неправильным, но взамен этой "неправильности" предложить еще нечего. Время созидания наступает в более взрослом возрасте, а пока хочется разрушать, ну или хотя бы играть в "стрелялки" и "крушилки", а еще ломать все, за что не отругают. До 11 лет это простительно, но украинской независимости 25, пора уже, кажется, и повзрослеть.