Подъем переворотом в "ЛНР". Луганский Корнет против майора (запаса) Плотницкого
Бунт местного "МВД" пахнет либо простым перераспределением потоков, либо объединением с "ДНР"
В зазеркалье под названием "ЛНР" — попытка переворота. Его можно было бы назвать государственным, если бы мы имели дело с государством.
Но "ЛНР" — это фейк, на фоне которого даже к событиям в Зимбабве начинаешь относиться с известной долей уважения. Там Роберт Мугабе, на днях осчастлививший страну вынужденной отставкой, все-таки правил тридцать лет на свой кошт. Особенно после того, как МВФ и Всемирный банк перестали давать кредиты, а в США приняли закон "О демократии и восстановлении экономики Зимбабве". Предводители "ЛНР" зависимы от Москвы во всех смыслах. И на все, что происходит на этой территории, следует смотреть исключительно как на представление, заказанное оттуда.
Если коротко, то последние события в "молодой республике" развивались так. Ее глава Игорь Плотницкий отстранил от должности "министра внутренних дел" Игоря Корнета "в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела". Тот приказу не подчинился и вывел в центр города вооруженных, хорошо экипированных людей, которые на вопросы местных журналистов, как дятлы, отвечали о каких-то плановых учениях.
После того как луганское ТВ выпустило в эфир репортаж о конфликте, который Корнету не понравился "за однобокость", район, где находится телецентр, попросту обесточили. В соцсетях с воодушевлением вспомнили о советских традициях показывать в таких случаях "Лебединое озеро". Но трансляцию балета не включили, поскольку телевидение так и не заработало.
Чуть позже появились сообщения, что солдаты, перекрывшие центральный квартал, в городе не ориентируются, они явно приезжие. А "корнетовцы" заняли здание "генпрокуратуры ЛНР", выведя под конвоем и. о. генпрокурора Подоброго, который ранее зачитывал на камеру приказ об отстранении "главы МВД". Некоторые энтузиасты, даже не дожидаясь этого символического захвата, стали говорить о том, что Москва сделала ставку на Корнета. На самом деле не все так однозначно.
Разборки между главарем оккупационной администрации и силовиками тянутся давно. Первая попытка свергнуть Плотницкого была предпринята в октябре 2015-го. Тот уехал в Москву, а "глава МГБ" Пасечник арестовал "министра топлива и энергетики" Лямина — якобы за финансовые махинации, нанесшие ущерб экономике "ЛНР" на 350 млн руб. Противостояние продержалось некоторое время, однако в кресле Плотницкий усидел. Да и Пасечник, побыв немного отстраненным от должности, вскоре на нее вернулся.
В августе минувшего года на Плотницкого было совершено покушение. Он пострадал, но мощность взрывчатки была небольшой, и складывалось впечатление, что убивать его никто не собирался. Плотницкий обвинил спецслужбы в бездеятельности. Заявил о предотвращении попытки переворота, расплывчато предположив, что у его врагов имеются покровители в Москве. Подозреваемый в причастности к заговору "глава совета министров республики" был арестован, а позже найден задушенным в тюремной камере.
Потому сегодняшнее противостояние — это продолжение давнего "банкета". Но основными его участниками являются не Плотницкий и луганские силовики, а их кураторы: ФСБ и Владислав Сурков, помощник Путина. Плотницкий — подопечный Суркова. Его обидчиков дергает за ниточки ФСБ.
Причины, почему их сталкивают лбами, могут быть разные. Самая банальная — деньги.
Баланс между административными способностями руководства "ЛНР" и вороватостью всегда был в пользу последней
Лишних денег у Москвы на "республики" становится все меньше. И надо как-то обуздать аппетиты тех, о ком Кремль так трогательно заботился все эти годы. Самый простой способ — припугнуть. Для Плотницкого, разумеется, не является никаким секретом, что если в России захотят перерезать ниточку, на которой он держится, то сделают это без особых церемоний. Беда для луганской братии еще и в том, что каждая из сторон-покровителей в Москве хочет своей доли пирога. Если выиграет Сурков, то это будет его куш. Если ФСБ — ее.
Однако убрать Плотницкого для Путина сейчас не слишком выгодно, поскольку он тот человек, чья подпись стоит под Минскими соглашениями. Если "поменять коня на переправе", это разрушит и без того сомнительную легитимность переговорных процессов. И вдобавок даст козыри Украине: "Минск-2? Да нам не с кем его выполнять!" Поэтому Плотницкого могут оставить в роли зиц-председателя.
Еще один вариант выхода из конфликта (и о нем сегодня тоже многие говорят) — объединение "братских республик" с центром власти в Донецке. Это необязательно будет возрождением проекта "Новороссия", хотя и такое обострение шизофрении возможно, но какое-то обоснование для этого всегда найдется. На самом деле это было бы выгодно Москве с точки зрения контроля над денежными и прочими вливаниями в "ЛДНР". Один поток — на Донецк. Один куратор — Сурков. Вполне рационально.
Сделают ли такой кульбит, сказать трудно, но невозможного в нем ничего нет. Для зазеркалья вообще, похоже, нет ничего невозможного. Ну и опять-таки: "Путин взял и навел порядок" — хорошо же звучит.
Особенно для тех, кто сегодня в Луганске наблюдает унылую картину с военными в центре города, отключенным ТВ и полным отсутствием каких-либо перспектив. Смогут, наверное, потом с гордостью про себя сказать: "Мы — не Зимбабве!"