Коллективный Ляшко. Все, что нужно знать об украинском парламенте
Ничего хорошего Украине депутатский демарш от 3 апреля не сулит
В фильме Чаплина "Авантюрист" есть очень фактурный персонаж: массивное тело, кустистые брови, борода выщербленной лопатой. Не снимая фрака, он демонстрирует своей предполагаемой невесте, дочери богача, железный бицепс. Та в восторге. На беду их общение происходит на веранде прямо у моря, где начинает "терпеть крушение" мать девушки. Последняя со всей немыслимой экспрессивностью немого кино призывает ухажера спасти несчастную. Тот бросается к перилам, начинает даже стаскивать с себя одежду. Но нет! Прыгнуть вниз в воду он не в силах! Он боится, он не умеет плавать. Тут появляется Чарли, "беглый заключенный", и утопленница удивительным образом остается жива.
Ровно то же, за исключением счастливой концовки, происходило вчера в Верховной Раде при попытке отменить норму закона, предписывающую антикоррупционерам декларировать свои доходы.
Депутаты козыряли персональными добродетелями, красноречием, принципиальностью, однако броситься на спасение хотя бы одного из предложенных законопроектов, отменяющих драконовы меры в отношении антикоррупционных активистов, этот наш коллективный парламентский темпераментный импотент так и не смог. В результате те, кто на грантовые деньги сегодня пытаются бороться с махровой украинской коррупцией, так и остались "уравнены в правах" с теми, кого они пытаются вывести на чистую воду. И теперь всем нам придется ждать одного из двух.
Первое — возвращение к законопроекту в каком-то новом варианте. Об этом уже заявила представитель президента в парламенте Ирина Луценко. И вторая — реакция западных партнеров. Что в итоге восторжествует и почему — сейчас объясню.
В сущности, отношение Запада к е-декларациям антикоррупционеров известна. В Госдепе США принятый в марте закон назвали карательным, "направленным на тех людей, которые стремятся повысить прозрачность и подотчетность в Украине". И порекомендовали его отменить.
Еврокомиссар Йоханнес Хан подчеркнул, что нежелание это делать "противоречит европейским устремлениям Украины... в том числе и в контексте мониторинга выполнения Киевом обязательств в рамках процесса либерализации визового режима".
Представители Большой семерки также недвусмысленно заявили, что такие подходы "негативно влияют на международную помощь и препятствуют борьбе с коррупцией".
Иными словами, ничего хорошего Украине депутатский демарш от 3 апреля не сулит. "Реперные точки" грядущих неприятностей в указанных цитатах обозначены определенно
Сергей Лещенко "по горячему" написал у себя в ФБ: "Порошенко свой выбор сделал. Какой будет ответ Евросоюза?
а) Пересмотр безвиза?
б) Остановка макрофинансовой помощи?
в) Срыв саммита Украина — ЕС?"
Он, пожалуй, даже слегка сократил число источников внешних угроз. Как говорится, не Евросоюзом единым. Есть еще, допустим, Вашингтон и те международные институции, которые непременно прислушаются к его мнению.
Но вот вопрос, столь ли тупы в своей массе наши народные избранники, чтобы не в состоянии просчитать последствия собственных решений и сдуру начать "кусать сосцы кормилицы своей"? И второй: а был ли устроенный фарс действительно выбором Порошенко?
Спойлер №1: нет, они не тупы. Спойлер №2: вряд ли.
Непропорционально большая часть наших нардепов — люди лицемерные и алчные. Я, например, не устаю восхищаться профессиональным умением Олега Валерьевича Ляшко изображать из себя борца за общественные интересы даже тогда, когда у него под рукой не оказывается привычного реквизита в виде вил. Мне порой кажется, что в этом человеке, словно в капле воды, сконцентрировалось все самое "светлое", чем только богата наша раблезиански нелепая политика. И тот, кто слышал Ляшко, слышал среднее, как температура по больнице, мнение нашего парламента. Собственно, наш парламент — это и есть не что иное, как один коллективный Ляшко.
Так вот, главный радикал страны во вторник сформулировал, почему его радикалы не станут голосовать за отмену электронного декларирования для активистов: потому что украинский народ должен знать доходы "грантоедов". Тех, кого, по его словам, во все времена "называли агентами влияния, лоббистами, предателями, диверсантами". Какая замечательно путинская лексика! Когда в России продвигали принятие федерального закона об иностранных агентах, использовалась похожая риторика. Правда, там лупили, да и продолжают лупить не по антикоррупционерам, а по правозащитным, экологическим, научным и социологическим центрам. Теперь в России говорят о выжженном поле некоммерческих организаций. Хороший опыт, почему бы нам его с легкой руки Олега Валерьевича не перенять?
В чем еще позиция Ляшко безукоризненно пленительна — что ты ее слышишь от человека, втиравшего минувшей осенью тому самому народу, о котором он так печется и к которому, точно в некое сакральное место, постоянно всех посылает, будто он такой везунчик, что выиграл в лотерею более полумиллиона гривен. Вот, мол, из чего у него помимо прочего сформирована "доходная часть". Так и хочется посоветовать: Олег Валерьевич, поезжайте к вашим пресловутым селянам и спросите, верит ли там хоть один самый спившийся тракторист в сказки про вашу невероятную удачливость. И не хотят ли там установить реальные, а не мифические источники ваших доходов? Ну просто чтобы понять, почему они там, на невспаханных полях, такие бедные и несчастные, а вы здесь, в Раде, — такой орел, на коне и с вилами? А если хотят, то так ли уж им и впрямь безразличны проблемы, создаваемые сегодня вокруг антикоррупционеров? Ведь даже если отдельные из них нечисты на руку (а я этого отнюдь не исключаю), то наживаются они все-таки на зарубежных деньгах, а не на отечественных, которые в высоких чиновных кабинетах с удовольствием раскрадываются и перераспределяются между "своими".
Возможно, кстати, что раскрадываются и заемные — от МВФ и прочих доноров, в отношении которых Ляшко и подобные ему кристально честные патриоты восклицают: "Сколько можно танцевать под дудку тех, кто дает нам кредиты?" Ответ: танцевать не надо. Нужно просто использовать по назначению полученные деньги, без которых сейчас вряд ли можно обойтись.
Но чтобы все это стало более прозрачным, как раз и нужны в том числе "грантоеды", выполняющие функцию своеобразных сторожевых псов
Это будет хоть какой-то противовес тем, кто сегодня дорвался до властной кормушки.
Все это, конечно, понимает наш коллективный Ляшко. И в конце концов, полагаю, новая версия законопроекта, отменяющего е-декларации для активистов будет проголосована. Раньше, чем Брюссель и Вашингтон покажут Киеву красную карточку. Потому что Порошенко, сколь бы его ни тошнило при слове "антикоррупционер", сегодня, за год до президентских выборов, вовсе не улыбается поссориться с Западом, остаться без очередных траншей и лишиться если не единственного, то по крайней мере наиболее ощутимого своего достижения — безвиза.
Что будет происходить дальше? Как обычно: торги. О, разумеется, совершенно бескорыстные! Ну мы же знаем об этом святом качестве львиной доли наших парламентариев… А когда их "бескорыстные" аппетиты будут удовлетворены, вот тогда мы услышим от нынешних "непримиримых" новые перлы красноречия — вероятнее всего, диаметрально противоположные тому, что они вдувают в уши общественности ныне. Потому что самые большие деньги делаются, понятно, не на грантах. А в политике. Она, как известно со времен Ленина, есть концентрированное выражение экономики. Правда, даже "вождь мирового пролетариата" вкладывал в эту формулу все-таки несколько иное содержание, а не то, которое вкладывает наш коллективный парламентский Ляшко.