Вернуть Донбасс на словах. Почему государство пренебрегает общественным мнением

Общество ничего не знает о планах государства по возвращению утерянных территорий и людей. И дело вовсе не в том, что это — военная тайна

Getty Images
Getty Images

16 апреля опубликовано очередное интервью министра внутренних дел Арсена Авакова, которое на этот раз полностью посвящено одной теме — возвращению оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей под юрисдикцию Украины.

С одной стороны, два больших интервью за две недели, для которых нашел время сверхзанятой министр, лишний раз напоминают о том, что двойной удар — выборы президента и парламента — ожидает Украину уже в будущем году. С другой — такая болезненная тема, если не сказать больше — кровоточащая, как жизнь украинских граждан под российской оккупацией, может стать разменной картой во время избирательной кампании, чего допустить нельзя. В отличие от освобождения территории, чего следует добиваться, равно как и возвращения людей, бежавших от войны и террора, домой.

Сколько бы ни длилась военная операция, она в процентном отношении в процессе реинтеграции занимает последнее место

Ведь что получается: государственные мужи вынашивают какие-то планы о взятии под контроль Украины утраченных в результате российской агрессии территорий, при этом рассматриваются различные варианты применения как вооруженных сил страны, так и прочих силовых органов. Понятно, что здесь может быть уместным окрик: "военная тайна, без комментариев". Но в реинтеграции Донбасса — при этом не только тех территорий, которые находятся под оккупацией, намного больше проблем в гуманитарной, культурной, социальной и политической сферах. По времени — сколько бы ни длилась военная операция, она в процентном отношении в процессе реинтеграции занимает последнее место. Это как сравнить действия армейских подразделений с работой хирурга, после вмешательства которого человеческий организм может потребовать многие месяцы реабилитации.

Никто не покушается на полномочия президента, парламента и правительства, но — без относительности к личностям: все эти институты власти отвечают не только за то, чтобы вернуть (как и на каких условиях — разговор отдельный) Крым и оккупированные районы Донецкой и Луганской областей, но и за то, что нам всем приходится возвращать Крым и оккупированные районы Донецкой и Луганской областей.

Общество не знает ничего о планах государства по возвращению утерянных территорий и людей, как проживающих под оккупацией, так и получающих возможность вернуться домой после освобождения. Самая важная тема для Украины замалчивается. Да, самая важная, и более сложная, чем гибридная война на востоке страны.

Как утверждает Институт социологии Национальной академии наук в своем отчете "Украинское общество: мониторинг социальных изменений, 1992–2016", за полное отделение территорий, попавших под российскую оккупацию (так называемые ОРДЛО) выступают менее 15% украинцев. "Право на частичную независимость" и "особый статус" за ними готовы признать около 20% украинских граждан.

То есть 80% взрослого населения отказывает в праве оккупированным территориям на какую-то исключительность — не хотят слышать Донбасс. А официальный Киев — президент, парламент, правительство — судя по всему, к этому готовы и к этому ведут. Молчат до поры, но переговоры об этом ведут как между собой, так и с внешними игроками.

Игра в молчанку — не лучший способ приучить общество к мысли о том, что есть мудрая власть, которая все порешает, дай только ей волю.

Общественной дискуссии — серьезного разговора, а не болтовни в телевизоре или ора с парламентской трибуны, — нет.

Это не потому, что информационная политика в Украине отсутствует. Напротив. Это информационная политика отсутствует, потому что нет ни желания, ни смелости, ни умения вести серьезный разговор. Есть, правда, Министерство информационной политики. И не поддается пониманию в таком контексте наличие хлеба на прилавках магазинов по явному недосмотру государственной акционерной компании "Хлеб Украины".