Уроки Армении. Чему научился Серж Саргсян у Виктора Януковича и чему может научить других

После того как стало известно о сложении полномочий премьер-министра Сержа Саргсяна в результате происходивших в центре Еревана массовых акций протеста, одной из самых популярных версий дальнейшего развития событий стало безапелляционное утверждение: Армения отказывается от «русского мира». Все как раз наоборот

rbc.ru
rbc.ru
Related video

Географическое положение, экономическая ситуация, политические угрозы – все против того, чтобы Ереван пошел прочь от Москвы. Потому что место покровителя и функцию метрополии, от которых теоретически может отказаться Россия, займут и возьмут на себя Азербайджан или Турция. И здесь большой крови не избежать.

Еще свежи в памяти армянские погромы в Сумгаите (1988) и Баку (1990), разрушившие миф о советском интернационализме и дружбе народов, которая царила в СССР. А массовые убийства армян в Восточной Турции (1894-1896) и политика геноцида, осуществляемая властями Османской империи (1915-1923), пусть и стали достоянием истории, все равно эти кровоточащие раны определяют и сто лет спустя межгосударственные отношения. Остается только предположить, какие демоны таятся на бытовом уровне, способные перевести убийства по национальному признаку в своего рода спортивное состязание.

Поэтому, отказываясь от возможного истребления или поглощения другими нациями, Армения остается колонией России – выбор невелик

Армения выбирает предсказуемый "русский мир" – кто бы ни находился у власти в Москве и Ереване. Хотя русский язык является обязательным предметом в школах, в повседневном общении им пользуются 0,9% населения страны: и вашим, и нашим.

А вот какой урок может извлечь любой политик из поступка Саргсяна, который отказался от премьерской должности, находясь больше десяти лет на вершине власти (глава правительства: 2007-2008, президент Армении: 2008-2018) – ровно такой же, который преподал всем президент Сирии Башар Асад.

Только первый оставил в стороне личные амбиции и сохранил для политической деятельности Республиканскую партию Армении (58 мест из 105 в Национальном собрании), а второй вверг страну в не имеющую конца и края гражданскую войну.

То же самое можно сказать и о более близком нам примере – Виктор Янукович, который имел все возможности не только не допустить массового кровопролития, в результате которого бежал из страны, но и в 2015 году выиграть президентские выборы. На решение временно отстранить от должности министра внутренних дел Виталия Захарченко у него был один день, 30 ноября. Сделай он это субботним вечером, когда на Михайловской площади собирались киевляне на митинг, его бы ставки повысились, а полномасштабных акций протеста удалось бы избежать, переведи он политические игры с улицы в кабинеты.

Универсальная формула "оказаться в нужное время в нужном месте" была творчески переработана Саргсяном. Для государства, для общества, для партии – ограничимся тем, что посчитаем до трех – прямая выгода от того, что премьер-министр счел для себя нормальным место в стороне от событий.

И если допустить вероятность досрочных парламентских выборов, то Республиканская партия Армении (РПА) может повторить свой успех, используя поступок Саргсяна как пример гражданского мужества и политической самоотверженности: мы не цепляемся за власть, она сама к нам липнет

На последних выборах в Национальное собрание, которое назначило Саргсяна премьер-министром как лидера партии, получившей большинство мест в парламенте, голосовали полтора миллиона человек. Половина из них отдала свои голоса РПА – это около 750 тысяч. На самом пике акций протеста Республиканская площадь собирала, как утверждают СМИ, 160 тысяч человек. Но не все из них являются сторонниками оппозиционного блока "Елк" (Исход), который по итогам парламентских выборов 2017 года получил девять мест в Национальном собрании, и имеет шансы улучшить результат в случае досрочных выборов. Но это не означает, что РПА выборы проиграет. Так же нельзя исключать возвращение Саргсяна в премьерское кресло по итогам голосования в Национальное собрание. Он чист, на нем нет крови.