Бумажные тигры. Почему Украина отказывается от одного договора и держится за другой
Договор между Украиной и РФ служит замечательным примером тому, что написано пером не обязательно вырубать топором
10 декабря президент Петр Порошенко подписал закон о прекращении действия с 1 апреля 2019 года Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной.
Примечательно, что голосование Верховной Рады за президентский законопроект проходило в условиях купированного военного положения, вызванного эскалацией напряженности в Черноморско-Азовском регионе, а решение СНБО не продлевать на следующие десять лет межгосударственный договор, которым руководствуется президент, было принято 6 сентября текущего года.
То есть, парламент, как, собственно, все украинское общество был подготовлен к такому эпохальному голосованию, которое прошло вполне буднично – без драк и дымовых шашек в сессионном зале, без толп народа под стенами Верховной Рады.
Что дает официальному Киеву отказ продлевать договор о дружбе с лютейшим врагом, давайте разбираться.
Во-первых, если бы такого договора не было, его следовало бы выдумать, а во-вторых, если исходить из суровой реальности, расторгать соглашение следовало в марте 2014-го, в день аннексии Крыма. Но в течение четырех с половиной лет высокопоставленные государственные чиновники твердили как заведенные: ни в коем случае нельзя расторгать договор о дружбе Украины с Россией, так как в нем черным по белому написано, что стороны обязуются уважать территориальную целостность и подтверждают нерушимость существующих между ними на момент подписания договора границ.
И поэтому настоящей сенсацией можно назвать решение СНБО, которое принималось не в порыве эмоций, под давлением внезапно возникших обстоятельств, а с холодной головой.
Скажем прямо: Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между РФ и Украиной все 20 лет своего действия нарушался неоднократно и систематически, и целенаправленно. И в мирное время игра шла в одни ворота. В статье 3 настоящего соглашения – там, где речь идет об "основе принципов взаимного уважения суверенного равенства, территориальной целостности, нерушимости границ", есть место также обязательствам по "неприменению силы или угрозы силой, включая экономические и другие способы давления", говорится о "праве народов свободно распоряжаться своей судьбой" и "невмешательстве во внутренние дела".
Задолго до начала событий в Киеве на Майдане Незалежности в ноябре-декабре 2013 года российская пропагандистская машина посредством электронных и традиционных СМИ на протяжении долгих лет изображала украинцев как людей второго сорта, слово "хохол" звучало в эфире федерального телевидения как нечто само собой разумеющееся. Экономическое давление со стороны Кремля, перманентные газовые войны давно стали общим местом украинско-российских отношений на государственном уровне.
Кстати, статья 11 более подробно останавливается на том, что было сказано выше в контексте невмешательства во внутренние дела. Оказывается, Россия наравне с Украиной принимает "на своей территории необходимые меры, включая принятие соответствующих законодательных актов, для предотвращения и пресечения любых действий, представляющих собой подстрекательство к насилию или насилие против отдельных лиц или групп граждан, основанное на национальной, расовой, этнической или религиозной нетерпимости".
Что осталось бы в телевизоре для граждан РФ, если бы им не предлагалось "подстрекательство к насилию или насилие" против украинских граждан, которые смеют вести себя независимо от того, что хочет видеть великий русский народ.
Статья 9 договора посвящена тому, что оба государства идут "путем сокращения вооруженных сил и вооружений", обязуются "способствовать процессу разоружения и взаимодействовать в деле неуклонного выполнения соглашений в области сокращения вооруженных сил и вооружений, в том числе ядерных".
Весной 2014 года общая численность вооруженных сил Украины составляла 168 тысяч, в том числе около 125 000 военнослужащих. На тот же период численность вооруженных сил РФ составляла 845 тысяч (в 2011 году – около 1 млн человек).
Собственно, договор между Украиной и РФ служит замечательным примером тому, что написано пером не обязательно вырубать топором. Достаточно использовать право силы там, где молчит международное право – и не потому, что не найдены юридические доказательства вооруженной агрессии, например, а по той банальной причине, что хочется гладко спать и сладко жрать.
Хотя как раз тот разворот в политической риторике, которая стала нормой в отношения российского государства, а не только отдельных его представителей, после отравления в Англии Сергея и Юлии Скрипалей, может свидетельствовать о том, что каток западных экономических санкций против РФ набирает ход. И спустя несколько лет Украине просто не с кем будет дружить к востоку от границы.
И еще один важный момент: представьте себе, что 1 апреля 2019 года главной новостью становится не тот факт, что у вас вся спина белая, а что автоматически продлевается на следующие десять лет действие Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной.
Поставьте себя на место президента Украины, членов СНБО, министров и депутатов Верховной Рады. Никакой дружбы и сотрудничества, не говоря уже о партнерстве между ними и улицами и площадями Украины представить нельзя: они предатели, изменники, гореть им всем в аду.
Поэтому высшая лига украинской политики приняла единственно верное решение, в котором совпали не только тактический интерес отдельных представителей власти, но и общенациональная стратегия, название которой "Прочь от Москвы".
"Непродление Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и РФ следует рассматривать не как эпизод, а как часть нашей стратегии на окончательный разрыв с колониальным прошлым и переориентацию на Европу", – заявил 10 декабря Порошенко после подписания соответствующего закона.
События последних пяти лет научили украинских дипломатов во внешней политике не стесняться цинизма и следовать при необходимости двойным стандартам
Так, за день до голосования в парламенте закона об отказе продлевать действие Договора о дружбе и сотрудничестве с РФ, Министерство иностранных дел вспоминает еще об одном дискредитировавшем себя документе – Будапештском меморандуме.
5 декабря, в день очередной годовщины подписания документа, МИД выступает с заявлением, в котором говорится: "24 года назад Украина отказалась от ядерного оружия в обмен на гарантии безопасности, которые были закреплены Великобританией, Соединенными Штатами Америки и Российской Федерацией в Будапештском меморандуме в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). В частности, эти государства обязались воздерживаться от угрозы силой или использования силы против территориальной целостности или политической независимости Украины".
Документ, направленный в адрес государств-подписантов меморандума (а это Великобритания, РФ и США), содержит напоминание, что Украина всегда понимала Будапештский меморандум "как важный международный инструмент обеспечения безопасности Украины и требует от России в полной мере придерживаться взятых обязательств".
Известно, что США неоднократно подтверждали свою позицию о том, что санкции против РФ будут действовать вплоть до окончания оккупации отдельных территорий Донбасса и возвращения полуострова Крым под власть Украины. Но Великобритания не была такой категоричной.
А третий гарант нерушимости украинских границ – Российская Федерация – ведет себя точно так же, как и в случае с Договором о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между РФ и Украиной: Кремлю абсолютно все равно, какие международные законы нарушать. Тем более что Государственная дума так до сих пор и не ратифицировала Будапештский меморандум, что означает отказ от его соблюдения и ставит под сомнение подпись президента РФ Бориса Ельцина.
Было бы разумно потребовать США и Великобритании, которые выглядят не очень красиво в сложившейся ситуации, от Кремля ратифицировать, наконец, меморандум. Вот именно сейчас, во время аннексии Крыма и оккупации отдельных частей Донбасса, подтвердить территориальную целостность и нерушимость границ Украины.