Синяя шапка Давоса. Почему украинские политические туристы заблудились в самих себе

От синонимии украинской истории голова кругом идет: пока Шевченко публично радовался бесплатным шапкам, Януковичу выносили приговор за госизмену

Фото: Vgorode.ua
Фото: Vgorode.ua
Related video

Гордость и позор Игоря Шевченко в Давосе — не первые украинские гордость и позор на этой авторитетной международной площадке. И надо полагать, далеко не последние.

В 2011 году Виктор Янукович с давосской трибуны приглашал иностранных гостей приезжать в Украину непременно весной, когда в городах расцветают каштаны и раздеваются женщины. Тогдашнему нашему президенту казалось вполне естественным, что и женщины, и деревья одинаково достойно представляют национальные богатства, которые не стыдно людям показать.

Основатель Всемирного экономического форума в Давосе Клаус Шваб в тот момент как раз взращивал свое новое детище — сообщество "архитекторов будущего", призванное объединить молодых лидеров, достигших чего-то значительного к своим 25-30 годам. Несовпадение контекстов, в которых существовала украинская элита и цивилизованный мир, казалось просто катастрофическим.

Кстати, в том же 2011 году Игорь Шевченко основал Меритократическую партию Украины. Меритократия в переводе с греческого — это власть достойных.

Что бы ни имели в виду Ханна Арендт и Майкл Янг, которые ввели термин "меритократия" в современный политический дискурс как альтернативу засилью бездарных и бесчестных личностей на лидерских позициях, Игорь Шевченко все творчески переосмыслил. Теперь мы знаем, что меритократия как-то связана с умением оказаться среди сливок мировой интеллектуальной элиты и отхватить побольше бесплатных шапок, которые принимающая сторона любезно раздает гостям, чтобы не замерзли с непривычки в горах.

Пока Игорь Шевченко публично радовался удачной охоте — помимо пяти бесплатных шапок в его трофеях значатся восемь коробок бесплатных конфет — Виктору Януковичу как раз выносили приговор за государственную измену. Виктор Федорович, как известно, тоже воровал шапки. От синонимии и синхронистичности, свойственных украинской истории, просто голова кругом идет.

Но будем честны. Запоминающийся эпизод с шапками Шевченко все-таки остается на периферии давосских событий.

Хотя и в самом их центре, как говорил классик, довольно простоты. Кандидаты-тяжеловесы тоже продемонстрировали немалую степень социальной некомпетентности.

На украинском завтраке Юлия Тимошенко и Анатолий Гриценко сидели за одним столом, а будто в разных вселенных. Петр Порошенко завтракал с большим опозданием — чтобы сразу попасть за трибуну спикера, не оставив ни минуты на приветствия и рукопожатия для членов украинской делегации. Речь президента запомнилась ярким посвящением Юлии Владимировне, которая, не будучи названной напрямую, фигурировала в тексте под псевдонимом "Мадуро". Сама Тимошенко, чтобы показать, как сильно президент ей безразличен, демонстративно кушала йогурт.

Каждый из названных ранее претендентов на президентское кресло сконструировал в итоге свой выхолощенный Давос, в котором не было места ничему "лишнему". У Шевченко были его шапки, у Тимошенко — Джон Керри, у Порошенко — Тимошенко, у Гриценко — Гриценко, у Владимира Кличко — эта странная фраза "We are sexy and everybody wants us" (Мы сексуальны, и все нас хотят).

Из этих картинок трудно составить одну, в которой была бы заметна вся Украина — и целиком, и как часть сложного большого мира, переживающего, очевидно, не лучшие времена.

Политический туризм по-украински — это что-то противоположное виртуальным путешествиям, дающим возможность побывать где угодно, не вставая с дивана. Наши лидеры могут ездить куда угодно, они очень мобильные, но при этом сердцем и умом оставаясь запертыми в своих узких контекстах.

Быть в Давосе и, одновременно, не быть — это своего рода искусство

Психологи указывают на необходимое качество для любого политика — способность к самомониторингу. Это означает оценку и коррекцию человеком того впечатления, которое он/она производит на окружающих, и того стиля взаимодействия с другими, который уместен в конкретном социальном контексте. Бывает, самомониторинг предполагает некоторую долю неискренности, ведь в итоге приходится подгонять поведение и личностные проявления под ситуацию. Но это не обязательно. Обязательно — наличие способности посмотреть на себя со стороны.

Украинским политикам не хватает искренности, это правда. Но еще больше им не хватает умения взглянуть на себя со стороны.

В конечном итоге быть искренним — не обязанность, а привилегия. И прежде, чем кидаться в крайности "новой искренности", как Игорь Шевченко, политикам придется пройти долгий путь самодисциплины и самомониторинга.

Сначала придется научиться цивилизованной неискренности — быть внимательными к окружению, соблюдать приличия, общаться, даже когда не хочется, ценить соперников и уважать незнакомцев. Другого способа "увімкнути Україну" у нас нет.

Все материалы автора можно почитать здесь