Был месяц Мэй. Кто придет на смену не железной леди Британии

Лондонская "премьериада" обещает быть не мене захватывающей, чем развод с Евросоюзом

Фото: НТВ
Фото: НТВ

"Кто бы ни стал преемником Терезы Мэй, он должен будет провести второй референдум, это единственный способ разрешить Brexit", - написала британская Independent после очередного всплеска агонии бракоразводного процесса между Лондоном и Брюсселем.

Минувшая неделя принесла британцам сразу две новости - не более внятных, чем очертания кэба на Пикадилли в туманные сумерки.

Первая. Госпожа премьер-министр, чью преданность делу называют религиозной, а готовность к мученичеству – достойной тернового венца, объявила о готовности покинуть свой пост. Она не против того, чтобы сделать это раньше, чем намеревалась, чтобы "обеспечить плавный и упорядоченный Brexit". Такое заявление прозвучало в ходе ее встречи с членами комитета 1922, в который входят британские депутаты-консерваторы. Дело за малым: парламент должен был одобрить сделку Мэй с Евросоюзом об условиях выхода королевства из его состава.

На такое Вестминстер по-прежнему не согласился. Более того, депутатам не по душе никакое из восьми предложений по перспективам Brexit. Ни одна из альтернатив не набрала большинства голосов при голосовании. Это - вторая новость среды. Ее пикантность еще и в том, что лидером в данном волеизъявлении парламентариев стал вариант с проведением второго референдума. За ним следует вариант Таможенного союза. Но, как отмечает Financial Times, "в каком-то смысле, в среду вечером был наихудший из всех результатов, поскольку, пока у нескольких фракций есть надежда, у них мало причин для компромисса. Ни сторонники референдума, ни сторонники Таможенного союза не захотят уступать другим или отставать от миссис Мэй. Точно так же сторонники жесткой линии могут увидеть новую надежду на выход без сделки, до которого всего две недели. Там, где когда-то было два варианта - ни сделки, ни плана Мэй, - теперь их четыре. В Brexit, когда одна дверь открывается, другая хлопает тебе по лицу".

Если подытожить перипетии в Лондоне, получим: Тереза Мэй уходит, но неизвестно - когда. Поскольку все поставлено в зависимость от благосклонности парламента, в котором единства не больше, чем у персонажей известной басни.

Источники на Даунинг-стрит сообщили телеканалу Sky News, что выборы нового лидера консерваторов и, соответственно, главы кабинета произойдут только после того, как Лондон и Брюссель расстанутся. Иными словами, если плата общин, паче чаяния, наконец поддержит сделку Мэй, процесс начнется не раньше 22 мая. Это конечный срок, на который саммит ЕС согласился продлить Brexit – при условии, что соглашение о нем будет одобрено парламентариями на текущей неделе. Если же нет, тогда Великобритания должна будет паковать свои чемоданы раньше – к 12 апреля.

Компромисс, предлагаемый Мэй парламенту, называют "одной из ее последних фишек". Козырей у нее либо не осталось, либо они спрятаны так глубоко, что о них не догадывается никто, включая саму госпожу премьера. Большинство аналитиков сходятся в том, что она утратила доверие собственного окружения (из двадцати с лишним членов кабинета ее поддерживают лишь двое), а Консервативную партию, ввергнутую в раскол, может сплотить лишь ее уход.

Песенка Мэй будет спета не позднее лета

Поэтому самое время присмотреться к кандидатурам тех, кто мог бы прийти ей на смену. Главных из них примерно столько же, сколько вариантов Brexit. Так что британская "премьериада" обещает быть не мене захватывающей, чем развод с Евросоюзом.

Кто же эти персоны?

Джереми Корбин. Лидер оппозиционной Лейбористской партии сегодня в фаворе у политических букмекеров. Если лейбористам удастся наконец запустить процедуру вотума недоверия кабинету, то формирование нового правительства может пройти под их диктовку, а сам Корбин может получить главный трофей – должность премьера.

Борис Джонсон. Скандальный харизматик, экс-глава МИД и один из тех, кто нажимал спусковой крючок Brexit, в прошлом году лидировал в рейтинге политиков, которые, по опросу британцев, способны реализовать выход Великобритании из ЕС. После того, как Джонсон покинул правительство, разошедшись во взглядах на сделку с Мэй, он стал считаться одним из основных кандидатов в ее преемники.

Дэвид Лидингтон. Противника Brexit, канцлера герцогства Ланкастерского и главу секретариата правительства считают фактически заместителем Мэй. Политический обозреватель газеты The Sunday Times Тим Шипман называет его главным фаворитом на соискание премьерского кресла. Его уважают парламентские "заднескамеечники", однако есть опасения, что он своим "европоцентризмом" может разобщить тори еще сильнее.

Майкл Гоув. Министр окружающей среды, продовольствия и сельскохозяйственного развития - убежденный евроскептик. Гоув руководил избирательным штабом Бориса Джонсона, когда тот собирался выдвинуть свою кандидатуру на пост премьера. Он поддерживает Мэй, считая, что "сейчас не время менять капитана корабля". Тем не менее, его воспринимают как фигуру, способную сплотить консерваторов и реализовать более мягкий вариант Brexit.

Саджид Джавид. Министр внутренних дел Великобритании, в свое время голосовавший за то, чтобы остаться в ЕС (как и Тереза Мэй). У него нетипичное для консервативного политика происхождение: выходец из бедной семьи пакистанских иммигрантов, окончивший государственную, а не частную школу и не самый престижный университет. Но это, вкупе с положительным пятилетним опытом работы на разных министерских постах, считают даже его сильной стороной.

Джереми Хант. Экс-министра здравоохранения, нынешнего главу МИД, сменившего на этом посту Бориса Джонсона, считают "темной лошадкой". Он открыто никогда не заявлял о своих притязаниях на кресло главы кабинета. И всегда демонстрировал свою лояльность Мэй, отмечая, что "ни один премьер-министр на нашей памяти не проходил через такие испытания". Но у него есть свои истории успеха. В частности, блестящая подготовка к Олимпиаде-2012 в Лондоне прошла при его непосредственном участии, как министра культуры, СМИ и спорта.

Доминик Рааб. Бывший министр по вопросам Brexit так же, как и Джонсон, разошелся с Мэй во взглядах на условия выхода из ЕС. Его позиция: Brexit без сделки лучше, чем плохая сделка. Он также не распространяется о своих премьерских амбициях, лукаво повторяя: "никогда не говори никогда".

Чука Умунна – британский политик с нигерийскими корнями по линии отца, сторонник проведения второго референдума. В феврале текущего года вместе с еще шестью членами парламента в знак протеста против руководства Джереми Корбина покинул ряды лейбористов, сформировав Независимую группу.

Возможно, кто-то из этих фигур через несколько месяцев станет у руля британского кабмина. Однако неясно, что выиграет страна от такой перестановки. Как замечают аналитики, запланированный уход сегодняшнего премьера "сравнительно мало повлияет на неотложный вопрос о том, как вывести Великобританию из ее нынешних трудностей".

В обществе нет согласия по поводу возникшей ситуации. Так что ждать каких-то особых перемен не приходится - как пошутили в редакционной статье Independent, "будь новым премьер-министром Борис Джонсон, Доминик Рааб, Джереми Корбин, Чука Умунна или Медвежонок Паддингтон".

То, что перечислительный ряд возможных претендентов на кресло главы кабинета заканчивается не им, а сказочным персонажем, подчеркивает вполне прагматичную иронию обозревателя: стране нужны не герои, реальные или выдуманные. С тем, что происходит, должен разобраться "британский народ, а не партия тори или даже наши депутаты".

Пока что самые явные проявления народного брожения – миллионные демонстрации, требующие проведения второго референдума. С учетом последнего голосования по вариантам Brexit в парламенте это и в самом деле сегодня кажется самым вероятным сценарием. Который, однако, станет возможным лишь после ухода "великомученицы" Терезы Мэй.