Безрадостная Рада. ВРУ VIII созыва скончалась досрочно, ждем следующую

Ожиданий от последнего состава парламента было столько же, сколько от первого, когда многие в него пришли по зову сердца, с намерением строить успешную Украину. Тогда все было по-честному, не за деньги: непримиримые идеологические позиции, яростные споры о пути развития страны и ее месте в мире, о построении эффективной постсоветской власти. Понятия "пиар" тогда просто не существовало.

В 2014 году на фоне гибридной войны и подлинного патриотического подъема в парламент массово устремились контрсистемные общественные деятели, активисты, комбаты, волонтеры, журналисты. Если посмотреть издалека — самый цвет украинской нации.

Многие надеялись и призывали этих неиспорченных системой новых политиков не фетишировать партийно-фракционную принадлежность, наладить горизонтальные связи и организовать неформальное депутатское объединение, которое в силу креатив­ности и поддержки его обществом будет настолько влиятельным, что начнет ломать олигархические теневые схемы сначала в Раде, а потом и по всей стране.

Но жизнь в Украине, в том числе политическая, в основном состоит из разочарований. Не новые лица сломали систему, а система сначала обломала, а затем переварила большинство парламентских неофитов. Наглядный и ничем не прикрытый пример — "казак" Михаил Гаврилюк.

Победа олигархического порядка над упованиями общества — очевидный итог жизнедеятельности парламентского тела, анатомируемого в политической прозекторской.

Поначалу в постмайданной Раде сложилось искреннее проевропейское патриотическое большинство с рекордными 302 депутатами. Но потом оно выродилось в сомнительный союз двух фракций, поделивших власть и теневые финансовые потоки.

В результате этому составу Рады принадлежит на редкость сомнительное достижение: согласно логике Конституционного Суда, с февраля 2016 года, когда из большинства вышли фракции "Батькивщины" и "Самопомочи", она функционировала не вполне легитимно и заслуживала досрочного переизбрания.

Никто не подсчитывал, но у многих ощущение, что за ушедшую каденцию депутаты произнесли с трибуны и в кулуарах для прессы наибольшее количество правильных слов. А вот с правильными делами сложилось иначе. Да, на 850 пленарных заседаниях принято 2734 законодательных акта, в том числе 987 законов и кодексов. И если оценивать по количеству голосований, как в советских колхозах, то трудодней эта депутатская каденция заработала полные закрома.

Но эффективность… Традиционно так и не приняты постоянно обещаемые на выборах законы про снятие депутатской неприкосновенности, об импичменте президента, о специальных комиссиях Рады и специальном прокуроре. Это именно те законы, которые способны обеспечить элементы контроля общества над верховной властью. Законопроекты по ним превратились в своеобразный неликвид, который достается в проклятое наследство от одного созыва следующему. Порочную эстафету ушедший созыв не прервал. Как следствие, получил наиболее низкий за всю историю рейтинг доверия украинцев к парламенту — в районе 3%.

Как по мне, наиболее провальный и унизительный эпизод в деятельности ушедшей Рады — это внезапное, будто инсульт, утверждение Юрия Луценко Генеральным прокурором Украины. И не потому что Луценко, а потому что, извините за вульгарность, Раду использовали, словно барышню по вызову в сауне — в промежутке между заходом в парилку и кружкой пива. Изменения в закон, согласования в комитетах, голосование за кандидатуру — все за несколько часов… Барышня утерлась, закусила креветкой и привычно продолжила песнь о свободе, демократии и ответственности.

В смысловую рифму ложится и тот факт, что с целых двенадцати парламентариев этого созыва по представлению Генеральной прокуратуры сняли депутатскую неприкосновенность. Это больше, чем за все предыдущие семь созывов вместе. При наличии как бы неопровержимых доказательств преступной деятельности. Но ни один из подследственных нардепов так и не получил обвинительного приговора.

И все же несомненные, безо всякой иронии, достижения у Рады восьмого созыва есть.

Только это не пресловутые антикоррупционные законы, принятие которых сделало возможным безвиз с Европой, — нельзя заносить в графу "результаты" то, что делается под таким давлением, что вывернуться просто невозможно.

В маленький, но плюс идет постановление, робко называющее РФ агрессором, и разрыв (невозобновление) Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и РФ. Только сделано это было не в 2014 году, когда требовалось, а лишь тогда, когда сложилась политическая конъюнктура у Петра Порошенко.

Некоторые депутаты очень гордятся своей антироссийской позицией в Парламентской ассамблее Совета Европы, которую постоянно "посещали, выступали, призывали, клеймили, требовали". Кто не верит, может глянуть в Instagram депутатские селфи из Страсбурга. Вот только результат, как порой у наших футболистов после выездного матча: боролись изо всех сил, а счет 3:0 не в нашу пользу.

Между прочим, по Конституции Украины именно Верховная Рада определяет основы внешней политики, президент и правительство их лишь реализовывают. И где эти наступательные и победительные внешнеполитические основы? Не считать же за таковые петушиную перепалку нашего Алексея Гончаренко с госдумовским функционером Петром Толстым.

Уже упоминавшийся Избирательный кодекс тоже сложно отнести к безусловным успехам. Потому что он был нужен на текущие выборы, которые завершаются. А сейчас это смахивает на какой-то дембельский аккорд. Более того, Кодекс протянули с семнадцатого голосования, а его введение отложено до 2024 года, что по сути означает никогда.

И уж совсем откровенно пиарными выглядят бравурно принятые изменения в Конституцию насчет нашего пути в ЕС и НАТО. Разве что подбрасываемых чепчиков не хватало для полного депутатского воодушевления.

На вершину позитивного рейтинга депутатской деятельности, по моему убеждению, стоит поставить два эпизода из жизни Верховной Рады VIII созыва.

Первый — принятие законов, запускающих децентрализацию. Уже сейчас свыше 60% ресурсов остается на местах, а не направляется в Киев. Это один из первых шагов к реальному самоуправлению, которому еще предстоит всем нам научиться.

А второй и самый важный — то, что даже эта нагибаемая, соблазняемая, подкупаемая Верховная Рада так и не имплементировала в украинское законодательство все положения капитулянтского "Минска", написанного в Кремле. Уж как ни усердствовал Петр Порошенко, но потенциальная реакция патриотической общественности для наших депутатов показалась более весомой.

Если резюмировать: от восьмого депутатского созыва после Революции достоинства и в условиях гибридной войны ожидали очень многого. Так что мы имеем право быть разочарованными, потому что слишком многое из необходимого депутаты (по объективным ли, субъективным ли причинам) не сделали. Но они, слава Богу, не сделали и того, что могло бы поставить под угрозу само существование независимой Украины.

Досрочные выборы в Раду на финише. Скоро у нас появится возможность сравнивать. И мы точно узнаем, была ли уходящая полоса нашей парламентской жизни такой черной, как ее рисуют привередливые аналитики. Или наоборот, она была как раз светлой.