С одной стороны, история под названием "Допрос Порошенко" смахивает на сериал, поставленный любительской съемочной группой из глухой провинции. Поскольку в нем провально все. Во всяком случае в первом сезоне.
И письмо в ГБР от адвокатов экс-президента 17 июля насчет того, что их клиент не может явиться на допрос, поскольку очень занят предвыборной кампанией. Поэтому, мол, все следственные действия нужно перенести на потом.
И неожиданное появление экс-президента в офисе ГБР 24 июля с просьбой провести допрос на день раньше, потому что у Порошенко запланирован не просто отпуск, а "долгосрочный".
И затягивание интриги 25 июля. Когда Порошенко появился возле офиса ГБР в разгар пресс-конференции, где журналистам комментировали заявление главы ГБР Романа Трубы о том, что в случае неявки закон позволяет доставить экс-президента на допрос в принудительном порядке.
И даже от запрыгивания на капот порошенковского авто какого-то хулиганствующего "порохофоба", (которому, если верить "УП", Зеленский дал украинское гражданство), когда Порошенко после допроса ехал домой, тоже отдает плохой пиар-режиссурой.
Поскольку в совокупности весь этот набор шагов и действий был создан исключительно для привлечения внимания СМИ.
Ведь маловероятно, чтобы пара часов, потраченных Порошенко на своевременное общение со следователем до выборов, резко отразилась на результатах "Европейской Солидарности".
Как маловероятно и то, что просьба о досрочном допросе означала, что в противном случае у Порошенко пропадет дорогой билет на самолет.
Не говоря уже о том, что озвученный "долгосрочный отпуск" тоже стал не самой эффектной находкой политтехнологов.
Неожиданный же визит в ГБР показал, что Петр Алексеевич все еще думает, что он всемогущий глава государства. И вправе заявиться куда захочет и когда захочет. Как это было перед вторым туром президентских выборов. Когда Порошенко без предупреждения вломился в эфирную студию телеканала "1+1" в разгар ток-шоу, на которое его никто не приглашал. И потребовал в прямом эфире, чтобы его немедленно связали с Зеленским. Потому что ему нужно было срочно вызвать оппонента на дебаты.
И как действующему президенту отказать Порошенко телевизионщики не смогли.
Чего не скажешь о безжалостном руководстве ГБР, которое, невзирая на риски срыва "долгосрочного отпуска", заявило, что у следователей свои графики и допрос, назначенный на 25-е, состоится именно 25-го.
В результате 25 июля легенда поменялась. В долгосрочный отпуск уже никто не ехал. Ибо экс-глава государства рассказал, что ему пришлось отложить важную международную встречу.
Не совсем удачно были отработаны и сценарные ходы с прибытием-убытием. Потому что 24 июля Порошенко заехал на территорию ГБР тайно. А 25-го подошел пешком в сопровождении адвоката, пресс-секретаря и с заготовкой заявления для СМИ.
О том, откуда "прыгун-хулиган" со товарищи получил точную информацию о времени выезда и ориентировку на то, в каком именно авто будет Порошенко, тема отдельного разговора.
Но никто не спорит, что картинка "боестолкновения" хулиганов с порошенковской охраной смотрится выигрышно.
И призвана отвлечь внимание от сути проблемы. А именно от 11 уголовных производств, открытых ГБР. Которые объединяет то, что их фигурант – бывший глава большого государства, он же, возможно, будущий глава небольшой парламентской фракции.
- ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Он же памятник. Почему Юрий Луценко не посадит Леонида Кучму
Тематический диапазон обвинений более чем широк – от коррупции и хищений до государственной измены и насильственного захвата власти…
Жаль только, что ни в ГБР, ни у Порошенко не разглашают подробностей следственных действий. И мы не знаем, сколько следователей заняты в этих делах. Хотя маловероятно, чтобы дела по госизмене и коррупции вел один и тот же детектив. Так что тема "Одиннадцать друзей Порошенко" из ГБР вполне имеет право на жизнь.
Тем более что главный возбудитель уголовных дел – бывший замглавы АП времен Януковича Андрей Портнов – не раз говорил, что останавливаться на достигнутом не собирается. А значит, как в кино про Оушена, могут появиться и двенадцать, и тринадцать и четырнадцать "друзей".
Попадет ли Порошенко на следственный конвейер, переходя с допроса на допрос, пока неясно.
Но важно то, что процесс пошел. Несмотря на все попытки экс-президента от этого уйти. Потому что и он сам, и его адвокаты прекрасно понимают, что такое для суда зафиксированная дача конкретных показаний.
Поскольку одно дело рассказывать о политических преследованиях, а совсем другое – отвечать на неприятные вопросы, связанные, скажем, с продажей завода "Кузня на Рыбальском". Где фигурирует сумма в триста миллионов долларов. Это не говоря о сомнительных военных заказах, оплаченных из бюджета, которые завод в период правления Порошенко обильно получал от Министерства обороны.
При этом злую шутку может сыграть с Порошенко и его страсть выдавать желаемое за действительное. Убеждая на голубом глазу, что белое – это черное, и наоборот.
Что можно было увидеть в онлайн-баттле между ГБР и офисом партии ЕС. Это когда офис ЕС официально заявил, что Порошенко никто никакими повестками никуда не вызывал и никаких дел против лидера не возбуждалось, а офис ГБР не менее официально эту информацию опровергал. Утверждая, что и дела есть, и вызовы-повестки тоже были.
И трек от ГБР пока набирает больше баллов. Ибо, если не было вызовов, для чего тогда Порошенко вместо долгосрочного отпуска поехал в ГБР переносить дату допроса?..