![](https://focus.ua/static/storage/thumbs/1290x585/5/b0/ebc6aaba-5e286eb13159d94e968459e0dfbddb05.jpg?v=5755_1)
Разговоры о возможной ликвидации Минагрополитики ходили еще с середины лета, а 2 сентября они стали реальностью. Согласно постановлению КМУ, Минагропрод "реорганизуется путем присоединения к Минэкономики". Последнему по такому случаю к названию прибавили слова "…и сельского хозяйства". В переводе с чиновничьего на человеческий язык это означает, что в МЭРТ создадут профильный департамент, который сконцентрирует функции экс-Минагро, и назначат профильного заместителя министра, который будет за все это отвечать.
Действительно, не всегда есть смысл содержать целое министерство. Это признавали и его бывшие руководители, видевшие ситуацию изнутри. "Мы спрашивали себя: если министерства не будет, кто будет плакать и почему? И ответ был один: работники министерства. Мы хотели, чтобы по нам плакал бизнес, но что мы ему давали? Дополнительное регулирование?"
Или вот: "Сегодняшнее министерство — это виртуальное хозяйство, нечто такое, что, по сути, никому не нужно. В том виде, в котором оно существует, его нужно закрывать, оно никуда не годится. Единственный человек, заинтересованный в его существовании, — это сам министр".
И еще: "Министерство — коррупционный и бюрократический монстр"... Видение такое, что функции этого министерства должны быть переданы другим органам власти".
Но все это не о ведомстве, название которого приведено в начале текста. Эти цитаты — высказывания трех министров экономики (последовательно — Павла Шереметы, Сергея Терехина и Айвараса Абромавичуса) о целесообразности существования МЭРТ, которое они возглавляли. Среди бывших глав Минагропрода (в истории независимой Украины их было 14) сомнений относительно необходимости существования Министерства аграрной политики не высказывал ни один.
Впрочем, дискуссия в формате "кого тут больше надо ликвидировать" изначально неконструктивна, хотя лично для меня ответ очевиден. Сформулируем вопрос иначе: есть ли необходимость в существовании министерства, отвечающего за происходящее в отрасли, эквивалентной 12% ВВП?
Да, в урожаях более чем 70 млн т и экспорте на уровне 40% от общеукраинского нет прямой заслуги ни одного из министерств.
Но к Минагропроду ежедневно возникали десятки вопросов из разных секторов и сфер. Их теперь автоматически будут переадресовывать Минэкономики.
К примеру, трудовой коллектив агропредприятия, недовольный распаевкой земель, которую провели три каденции назад, хочет поговорить об этом, для убедительности прихватив мегафоны и плакаты: МЭРТ, встречай!
Или, например, лоси (не шутка) и их краснокнижный статус. "Господин Милованов, какая у вас позиция по лосю?" — вполне вероятно, однажды этот вопрос вам зададут недружелюбные люди в эко-символике у входа в кабинет. Не торопитесь с ответом, он не так очевиден, как подсказывает гуманизм.
Или "плановая ежегодная катастрофа" — транспортный коллапс на железной дороге в направлении портов в пиковые месяцы зернового экспорта. Каждый случай задержки вагонной партии приходится разруливать в ручном режиме в паре с Укрзализныцей и зернотрейдерами, а зернотрейдер, у которого горит маржа из-за простоя, — не самый приятный собеседник.
Аграрная наука, точнее, ее имитация. Мелиорация, системы которой ветшают и не отвечают климатическим вызовам. Развитие пустеющих сельских территорий. Выбивание бюджетной поддержки в попытке хоть как-то выровнять огромный дисбаланс с европейскими €300 на гектар.
Отечественная сельхозтехника, которая, скажем правду, не всегда адекватная замена John Deer. Удобрения — или дорого, или из России. Кооперация, куда никто особо не рвется. Это лишь неполный перечень проблем — теперь их придется решать условному Департаменту сельского хозяйства Минэкономики.
Отдельно стоит упомянуть фермеров, у которых наверняка возникнут вопросы относительно будущего рынка земли и которые могут заставить усомниться, что бюджетные траты на содержание профильного аграрного министерства были самой большой проблемой в стране.
Но повод для оптимизма хоть и с трудом, но нашелся. Вот он: Минпромполитики в Кабмине воскрешали трижды. Это же Украина.