Земельная реформа: еще не рано

Три варианта развития событий, когда/если парламент рассмотрит все поправки к земельному законопроекту

С боярами, конечно, не повезло.

Предположения, что царь — тоже не подарок, раздавались пока только в толпе бунтующих ФОПов (активно) ина митинге медицинских работников (сдержанней).

Но сельхозпроизводители, обеспечившие президенту Владимиру Зеленскому значительную часть голосов год назад, надо отдать им должное, стойки в своих привязанностях.

Или иллюзиях.

По мере продвижения, которое корректней назвать "бестолковым протаскиванием" земельной реформы хранить эту верность аграриям становится все сложнее.

Відео дня

На середину марта от очень несбалансированного, несущего максимум рисков и минимум возможностей рынка земли отрасль отделяют около семи сотен поправок к соответствующему законопроекту.

Последовательное их рассмотрение, которое преподносилось как величайшее одолжение обществу, на самом деле – бесценная услуга, оказанная (наверняка случайно) власти оппозицией. Четыре тысячи поправок дали такой необходимый временной люфт для поиска решения проблемы, но время истекает, депутатам осталось сделать последний рывок, а проблема никуда не исчезла.

Ответ на вопрос "Кто виноват?" — всего один. "Кабинет Министров Алексея Гончарука", про который уже только никак.

На "Что делать?" — бесконечное множество ответов.

Самых реалистичных вариантов развития событий три.

Рассмотреть все правки – вынести законопроект на голосование – пролететь

Убив два месяца на рассмотрение поправок, большинство их которых были написаны просто для того, чтобы быть написанными, и не принять законопроект – это, пожалуй, худший вариант из всех возможных. И он вполне реален.

На сегодня голосов за рынок земли нет и монбольшинство в этом вопросе аргументированно не монолитно.

Усредненную аргументацию привел в частном разговоре ноу-нейм депутат-мажоритарщик от "Слуги Народа", который имел неосторожность с этим народом пообщаться, о чем, возможно, не раз сильно пожалел.

"Лично я – конечно, за рынок. Но у меня на круге 90% людей – против. Это реальные люди, они действительно против, у них есть резоны – ни Тимошенко, ни агрохолдинги их не накручивали. И если я буду голосовать "за", то кого я представляю в парламенте?".

Учитывая общенациональную социологию, согласно которой 75% опрошенных выступают против снятия моратория, вопрос можно экстраполировать на всю Верховную Раду.

Надо отдать должное здравомыслию партии власти: инфантильное желание отметиться в земельной истории демонстрируют лишь единицы "слуг" и советник бывшего премьер-министра по земле. Большинство скорее "сочувствуют реформе" и, чем дальше, тем менее громогласно.

В то же время последовательных принципиальных противников рынка, наоборот, очень много, их позиция понятна, убедительно сформулирована и находит отклик в обществе. При такой расстановке сил шансов у ОП собрать голоса, а у законопроекта – быть принятым, немного.

Но еще менее вероятной выглядит способность внятно объяснить смысл работы ВРУ с февраля по апрель.

Рассмотреть все правки — вынести законопроект на голосование — принять закон — пролететь чуть позже

На сегодня голосов нет, но ко дню Х, который все ближе, в теории, они могут появиться. Наверное, недостающие "за" можно докупить, хотя сложно представить, кто будет оплачивать принятие законопроекта в нынешнем его формате. Также на депутатов давят глобальные факторы – экономический кризис, сотрудничество с МВФ, недовыполнение бюджета, а общество сосредоточено на обсуждение пандемии коронавируса. Это хорошие стартовые условия для голосования и это нельзя не признать.

Слабое место этой победы – то, что люди искренне выступают против рынка земли в том виде, который сейчас предлагается. Против не потому, что темные, не потому, что запуганы или введены в заблуждение популистами. Люди против, потому что голосуемый законопроект, прими к нему хоть все 4000 поправок, создает проблемы, а не решает их, и хаотичные действия по его подготовке и продвижению сделали это очевидным даже для далеких от АПК граждан.

Самым лояльным к власти представителям агросектора сложно понять, как могут взрослые вменяемые люди вторгаться в чуждую для себя отрасль и походя предлагать категоричное решение основного ее вопроса.

Поэтому бонусом к закону о рынке земли идут неутешительные выводы сельского электората – аккурат накануне местных выборов.

По данным ЦИК, количество избирателей в Украине приближается к 30 млн человек, треть из них – жители сельской местности и 75% из них недвусмысленно сейчас против снятия моратория. И если условный сельский избиратель выразит пассивный протест, выбирая отметку для галочки в бюллетене осенью, то фермеры, которые не любят узнавать о будущем своего бизнеса из подзаконных актов, наверняка готовы будут это продемонстрировать на площадях столицы.

Аварийный выход из этого варианта – замерить уровень возмущения после принятия закона и, в зависимости от накала, ветировать. Этот вариант был бы рабочим еще осенью 2019 года, но при текущей динамике рейтинга грозит проблемами – и не только психологическими.

Прервать рассмотрение земельного законопроекта, вернув его на повторное второе чтение и переключившись на более насущные вопросы

Как бы цинично это не звучало — но если бы коронавирус не возник сам, его следовало бы придумать (не исключено, конечно, что так и было). "Закон про невідкладні заходи із протидії поширенню коронавірусу" — что может быть логичней и важнее? Земельная реформа ждала 20 лет, подождет еще.

Если демонстративно бросить силы на борьбу с эпидемией/с падением промпроизводства/с экономическим кризисом, это позволит отложить законопроект по земле до лучших времен — то есть до местных выборов. Обновление лиц, коммуницирующих реформу (правда, их еще предстоит найти), создаст иллюзию обнуления или как минимум новой главы, а внятная и четко объясненная архитектура рынка даст ей шанс быть принятой не только на бумаге, но и в обществе.

Аграрная отрасль менее закостенела и не восприимчива к изменениям, чем это могло показаться за последние несколько месяцев. Более того, до того, как правительство взялось за дело, сельхозпроизводители без особого восторга, но вполне прагматично поддерживали введение рынка земли – но, конечно, не на любых условиях и не в формате одностороннего диалога с властью.

Выйти из земельного процесса – возможно, чуть позже, но зато со сбалансированными интересами игроков ключевой отрасли, успокоенными гражданами и личным рейтингом — это не просто максимально возможный, а даже блестящий в сложившихся условиях результат.