Зачем козе баян? Пять неудобных вопросов о "вакцине Зеленского"

Итак, что на сегодняшний момент известно об анонсированной президентом Зеленским накануне выборов "уникальной украинской вакцине" от ковида?

За прошедшие пару дней кое-что прояснилось, но честно говоря, все равно больше вопросов, чем ответов. Никаких инсайдов у меня нет, но проанализировать открытые источники было интересно.

ПЕРВАЯ НЕПОНЯТКА: кто же все-таки ее разрабатывает?

Во всей официальной коммуникации МОЗа и ОП как исполнитель фигурирует либо американская DiaPrep Systems Inc (президентом которой является Михаил Фаворов, которого Минздрав и Офис президента представляют как международного эксперта в области эпидемиологии), либо украинская фирма Диапроф-мед.

Я сначала думал, что Диапроф-мед — это "дочка" DiaPrep Systems, но Фаворов в своих интервью об отношениях этих двух фирм говорил настолько путано, что я, честно говоря, так и не понял кто там кому Вася.

Как изготовитель уже готовой вакцины фигурировал украинский производитель "Фармак". Это логично - такую рекомбинантную вакцину "Фармак" вполне потянет (если она вообще будет, конечно). Но никаких заявлений от "Фармака" я не видел.

В нескольких журналистских материалах проскочило, что со стороны Украины в работе принимал участие Институт микробиологии и вирусологии НАН. Но при этом ни официальных предствителей НАН, ни ученых из этого института не было ни на одной публичной презентации (по крайней мере, я их там не заметил).

Я не нашел вообще никаких комментариев или заявлений от Института микробиологии — всю коммуникацию ведет исключительно Фаворов от имени свой компании. Он постоянно говорит, что это "разработка украинских ученых", но ни разу не назвал ни учреждений, ни имен. Почему? В чем тут тайна? Непонятно. Плохо ищу или их действительно не назвали?

ВТОРАЯ НЕПОНЯТКА: где будут дальше работать над вакциной?

Фаворов дает очень много интервью разным изданиям и сайтам и говорит каждый раз немного разное. В своем фейсбуке он описывает эксперименты с их антигеном, сделанные в Университете Хьюстона.

Ранее, еще в июле, он говорил, что планирует использовать турецкие лаборатории класса BSL3/4. Еще где-то попадалась информация про эксперименты во Франции.

В принципе, его фирме виднее, где проводить работу, но я упорно не понимаю, почему мы должны считать это "украинской вакциной", если вся преклиническая стадия проходила и проходит за рубежом.

Никакой вменяемой информации о том, что именно, в каком объеме и кем именно было сделано конкретно в Украине, я так нигде и не нашел. В каком объеме будут в дальнейшем задействованы украинские ученые и медики — тоже совершенно непонятно, информации — ноль.

Если лабораторный этап в Украине проводить просто негде, в виду отсутствия лабораторий нужного класса биозащиты, то клинические исследования, как таковые, проводить можно и в Украине. Тем не менее, никакой информации об этом озвучено не было.

ТРЕТЬЯ НЕПОНЯТКА: Кого собрался финансировать МОЗ?

Министр Максим Степанов радостно озвучил сумму в 150 млн. грн, которую МОЗ выделит на разработку вакцины.

Основной вопрос: деньги реально уже выделили, или только пообещали, что выделят? Это, знаете ли, две большие разницы.

В любом случае возникает много нюансов:

— Кому именно выделит?
— Из каких средств?
— На каких условиях?
— Получат ли что-то из этих денег украинские ученые и медики?

Информации — ноль.

Отдельно очень интересно какой была (или будет) процедура выделения финансирования. Кто и на каком основании принял (или будет принимать) решение? С кем из профильных специалистов при этом консультировались (или будут консультироваться)?

Я ни секунды не сомневаюсь, что Фаворов - прекрасный профессионал (в CDC других не держат), но, как ни крути, он финансово заинтересованное лицо! В таких случаях должна быть независимая экспертиза. Или не должна? Или она была, но общественности об этом не говорят? Или вообще все это пока только разговоры и намерения?

Никакой информации на данный момент нет как класса.

ЧЕТВЕРТАЯ НЕПОНЯТКА: Как это согласуется с другими разработками?

В Украине выиграны два исследовательских проекта НФД по разработке вакцин от ковида. Нет вообще никакой информации о том, имеют ли они хоть какое-то отношение к тому, что ОП и МОЗ называют "украинской вакциной". Из контекста кажется, что не имеют, но это не точно.

ПЯТАЯ НЕПОНЯТКА: А оно вообще Украине надо?

Подход, который озвучивает Фаворов, выглядит перспективно, хотя я не вижу в нем ничего аж такого уникального и инновационного. С исследовательской точки зрения это, безусловно, важно и нужно изучать.

Но тут есть важный нюанс: мы сейчас вообще не понимаем в каком объеме в этом задействованы украинские ученые.

Если никак не задействованы, или задейтсвованы минимально, то с какого перепугу это должны финансирвоать украинские налогоплательщики?

Вакцина из этого если и получится, то не раньше конца 2021 года. Шансы на успешное прохождение всех стадий клинических исследований не велики, по мировой статистике — это менее 5%.

Если мы при этом попутно вливаем деньги в катастрофически недофинансированную украинскую науку, то это оправдано в любом случае. Но если это инвестиции преимущественно в иностранную частную фармкомпанию (а пока выглядит оно именно так), то, простите, нафига козе баян?

Степанову, конечно, виднее (сарказм), но мы уже увидели как "грамотно" он распорядился коронавирусным фондом.

Все это вызывает, мягко говоря, сильное недоумение.

Первоисточник.
Публикуется с согласия автора.