Нетипичный тромбоз. Что это такое и почему риск умереть от него меньше, чем от коронавируса

История с проблемами вакцинации препаратами от AstraZeneca — классический пример того, как люди склонны намного больше тревожиться о возможных последствиях активных действий, чем о последствиях пассивного бездействия.

В марте крупнейшие страны Евросоюза — Германия, Франция, Италия и Испания, — объявили о приостановке использования вакцины, разработанной Оксфордским университетом и компанией AstraZeneca. Ранее о полном или частичном прекращении использования этого препарата также объявляли Нидерланды, Австрия, Дания, Эстония, Латвия, Литва, Болгария, Ирландия, Люксембург, Кипр, а также не входящие в ЕС европейские страны — Норвегия и Исландия.

В Британии также выявили 30 случаев тромбоза после применения вакцины AstraZeneca. Эту информацию подтвердили в Управлении по контролю лекарственных средств и изделий медицинского назначения. При этом, британский регулятор заверил, что преимущества вакцины по-прежнему перевешивают любые возможные риски.

Немецкий Институт Пауля Эрлиха, который дал соответствующую рекомендацию Минздраву, объяснил причины такого решения появлением у некоторых вакцинированных "особого типа тромбоза головного мозга". Там заявили о необходимости остановить прививочную кампанию до полного изучения возможной связи между введением препарата и образованием тромбов.

Одновременно несколько стран заявили, что не намерены останавливать вакцинацию. Так, министр здравоохранения Украины Максим Степанов выступил с заявлением, что считает вакцину от AstraZeneca, индийским дженериком которой сейчас вакцинируют украинцев, безопасной. Чиновник рассказал, что прививку сделали его родители, назвав это достаточным подтверждением своих слов.

О том, насколько серьезны зафиксированные европейскими медиками случаи тромбозов, вызванных применением препаратов Астра-Зенеки, насколько велики риски вакцинации и перевешивают ли они риски от бездействия — авторская колонка медицинского блогера Семена Есилевского. 

Недооценка бездействия — одно из самых неприятных когнитивных искажений, которое чревато особо тяжелыми последствиями. Оно заключается в том, что люди склонны намного больше тревожиться о возможных последствиях активных действий, чем о последствиях пассивного бездействия. 

В результате, бездействие кажется предпочтительным и "безопасным" поведением даже тогда, когда в реальности оно несет непоправимый вред и колоссальные риски.

Как и любое другое когнитивное искажение — это "глюк" нашего мозга, который свойственен интуитивному мышлению любого человека, независимо от его образования и убеждений.

То, что сейчас творится во всем мире вокруг вакцинации от ковида — это просто международный фестиваль недооценки бездействия. Крайне редкие побочные явления вакцинации (активное действие) представляются намного более страшными, чем риски, связанные с самим ковидом (пассивное бездействие, "будь что будет").

Особо рельефно это проявляется на примере "тромбозов от Астра-Зенеки". 

Да, в Европе действительно зарегистрированы случаи странных и нетипичных тромбозов твердой оболочки мозга, "ассоциированных" с вакциной от "Астра-Зенеки". Это очень странная фигня, причины и факторы риска которой пока непонятны.

Встречается она чаще у женщин репродуктивного возраста (20-55 лет), но статистика все еще очень ненадежна, а выборка сильно перекошена неравномерными темпами вакцинации по возрастным и профессиональным группам. 

В качестве факторов риска подозревают генетику, оральные контрацептивы и курение, но все это пока на уровне догадок. 

При несвоевременном обнаружении эти нетипичные тромбозы смертельны — от них в Европе умерло несколько человек (в Германии — 9). Общее число зарегистрированных случаев пока не превышает сотню (в Германии — 31), но не все они заканчиваются плохо, большинство больных спасают — уже известно, как их лечить.

Важно
Прививаться или нет? Так ли опасна индийская вакцина от коронавируса, как об этом говорят скептики

Сразу надо заметить, что не все эти случаи могут быть вызваны вакциной — четкой причинно-следственной связи все еще не установлено. Некоторые из них могут быть "фоновыми", просто случающимися в популяцим с какой-то небольшой частотой, но мы будем считать в самом худшем сценарии.

А теперь, давайте сравним риски от действия и бездействия.

Сначала — о рисках действия (вакцинации Астра-Зенекой — Ред). 

В Германии, где случаи нетипичных тромбозов изучены и задокументированы лучше всего, сейчас в целом введено около 2.8 миллионов доз вакцины "Астра-Зенека" и зафиксирован 31 случай этого нетипичного вакцино-ассоциированного тромбоза за все время, из них 9 смертельных.

Суммарный риск осложнения — примерно один случай на 100 тысяч для самого осложнения и примерно один на 300 тысяч для смертельного исхода. 

Если пересчитать на конкретную группу риска (женщины репродуктивного возраста), то риск смерти в результате вакцинации возрастает до, примерно, 1 на 100 тысяч доз.

Теперь риск бездействия (отказа от вакцинации). 

В Германии общее число жертв пандемии на начало апреля — около 77 тысяч на население порядка 83 миллионов. Это приблизительно один на тысячу.

Таким образом, риск действия в сто раз меньше риска бездействия! Это для предполагаемой наиболее уязвимой группы, в целом по популяции — еще меньше — в разы или даже десятки раз.

Да, нетипичные тромбозы крайне неприятная и неожиданная штука. Ее не было ни в одном клиническом исследовании, она проявилась только тогда, когда счет вакцинированных пошел на миллионы. 

Это побочное явление надо интенсивно изучать, пытаться выявить фактор риска и уметь лечить (в Германии уже умеют). 

Но, в то же время, его опасность меньше опасности умереть от ковида, как такового: действие (вакцинация) все равно на два порядка безопаснее, чем бездействие (отказ от вакцинации) даже для предполагаемой группы риска. 

Но люди все равно боятся нетипичных тромбозов больше ковида — так работает недооценка бездействия.

Первоисточник. 

Публикуется с согласия автора.