О вкусах поспорили. Когда красота перестанет требовать жертв

...и начнет спасать мир

Приблизиться к эталону красоты древних майя несложно. Достаточно прикрепить к пряди волос у правого виска небольшой красный диск и стараться все время на него поглядывать. Так имитируют косоглазие, считавшееся у этого народа признаком благородного происхождения и условием эстетического совершенства.

Достичь берберского идеала труднее. Придется набрать вес минимум до ста килограммов. В Японии того хуже — там для соответствия эталону нужны кривые зубы. Причем кривизна их должна напоминать деформацию неокрепших молочных. Среди японских женщин популярна стоматологическая услуга по искусственному искривлению 4-го и 5-го зубов. Стоит это удовольствие порядка $400.

Відео дня

Диковато? Зато нас не шокирует установка виниловых или металлокерамических пластин, создающих голливудскую улыбку. Хотя для этого требуется спиливать наружный слой всех зубов неидеальной формы, кроме крайних боковых. Это дороже и травматичнее японской процедуры. То, что в эфиопском племени мурси девочкам до сих пор в эстетических целях разрезают и растягивают верхнюю губу, представитель западной цивилизации воспринимает как экзотику примитивной изолированной культуры. А вот увеличение губ, закачивание силикона и хирургическое удаление жировых комков Биша, после которого щеки становятся худыми, а скулы — высокими, никого не удивляет. Мысль о том, что красота требует жертв, прочно укоренилась в человеческом сознании.

Эстетические стандарты менялись, но необходимость подгонять себя под них до недавнего времени не подвергалась сомнению. Несколько лет назад в медиа, сначала социальных, а затем и в традиционных, заговорили об общественном движении Variety (дословно "Разнообразие"). Основная его идея в том, что красота должна существовать вне канонов. Активисты Variety утверждают, что каждый человек красив по-своему, и стремятся сделать это очевидным, создавая фотопроекты, снимая фильмы и клипы, издавая книги о том, как прекрасна бывает нестандартная внешность. В качестве альтернативного мерила красоты это движение предлагает внутреннюю гармонию и цельность личности.

В числе сторонников такого подхода немало знаменитостей. Пока это преимущественно женщины — Мадонна, Джейн Фонда, Шер, Мэрил Стрип и др. В прошлом году медиапространство буквально взорвалось от публичного обращения певицы Pink к маленькой дочери, над которой смеялись в школе из-за того, что она была похожа на мальчика. Эту речь бессчетное количество раз цитировали в СМИ и соцсетях.

Впрочем, несмотря на то, что идеи Variety в последнее время приобрели популярность, у них все еще есть чрезвычайно влиятельные противники. Современная индустрия красоты построена преимущественно на желании большинства людей соответствовать определенным стандартам внешности, и инъекционная косметология помогает им в этом. Wellness-индустрия, по большому счету, тоже продает потребителям возможность стать "здоровыми и красивыми", но для клиентов более сильной приманкой зачастую оказывается не здоровье, а красота. Речь идет о глобальных бизнесах, которые рискуют исчезнуть вместе с идеей массовой подгонки внешности под определенный общепринятый портрет.

Экономическая целесообразность пока остается на стороне стандартной красоты. Однако в обозримом будущем все может измениться

В прошлом году во Франции был принят закон, ограничивающий коммерческое использование ретушированных и исправленных фотографий. Теперь, если изображение лица или тела на картинке подвергалось значительной коррекции, размещать ее в рекламе можно только с соответствующей пометкой. Проще говоря, искусственно созданные идеальные образы запрещено выдавать за фотографии реальных людей. Как следствие, спрос на них стремительно падает.

Возможно, пройдет еще немного времени и в глобальном тренде окажется концепция красоты без стандартов. И мы наконец поймем, как на самом деле прекрасны окружающие нас люди. Молодые, старые, худые, полные. Те, для кого жизнь праздник, и те, для кого — преодоление.