Освободить Протасевича. Как Украина может повлиять на Лукашенко и помочь опальному блогеру
Если украинская дипломатия проявит некоторую ловкость, нынешняя ситуация может быть разыграна к выгоде и Украины, и Беларуси, и самого Романа Протасевича. Попросту говоря, есть возможность оперативно замять скандал.
Четыре с половиной года назад экипаж и пассажиры авиалайнера государственной компании Белавиа стали жертвой на редкость бестолковых действий украинских спецслужб. 21 октября 2016 года самолет, выполнявший полет по маршруту Киев — Минск, был под угрозой оружия принужден к возвращению в киевский аэропорт Жуляны. Там с него сняли одного из пассажиров (ныне покойного сторонника Антимайдана, журналиста-политэмигранта Армена Мартиросяна — Ред) якобы представлявшего угрозу национальной безопасности. В тот же день задержанного отпустили, позволив покинуть территорию Украины без каких-либо препятствий.
Если не ошибаюсь, считается "практически общепризнанным" фактом, что в середине прошлого года СБУ якобы планировала спецоперацию, по ходу которой еще один рейс, на этот раз, транзит Минск — Стамбул, должен был быть принужден к посадке на территории Украины для ареста сразу 33-х врагов украинского государства.
Эта хитроумная комбинация якобы была сорвана в результате вмешательства первых лиц, что рассматривается многими гражданами, как очевидная измена Родине.
Причудливым образом эти истории бумерангом возвращаются к Украине. Если украинская дипломатия проявит некоторую ловкость, нынешняя ситуация может быть разыграна к выгоде и Украины, и Беларуси, и самого Романа Протасевича. Попросту говоря, есть возможность оперативно замять скандал.
Белорусские силовики, которые "продали" Отцу Нации идею устроить образцово-показательное применение силы против одной из наиболее известных фигур оппозиционного движения, подложили свинью Папе, коллегам, стране и, вполне возможно, не только осознАют, но и ощутят этот прискорбный факт самым непосредственным образом в ближайшее время.
Беларусь — не Украина. Несмотря на то, что формально белорусские власти были в своем праве и не вышли за рамки, очерченные международным (т.н. авиационным) правом, им может "прилететь".
Использование вооруженной силы или угрозы (инсценировки) теракта для захвата такой безобидной, абсолютно нелегитимной с точки зрения коллективного Запада цели, как оппозиционный журналист, создало крайне неприятный прецедент.
Таких, как Протасевич, в странах-соседях Беларуси проживает не десятки, но сотни. В ближайшем будущем — тысячи. Эти люди ведут обычный для европейцев образ жизни, в том числе путешествуют, в том числе летают рейсами, пролегающими над территорией РБ.
Между тем то, что происходит в Беларуси последние несколько месяцев, можно описать словами "прогрессирующая паранойя на фоне ригидности и социопатии". Грубо говоря, белорусский режим выглядит все менее предсказуемым.
Если государевы люди начнут шмонать пролетающие над Синеокой "борта", высаживая из них всех подряд воров и татей, умышляющих на Царя, у коллективного Запада возникнет коллективная же проблема.
Это и прямые финансовые убытки для перевозчиков, и очередной удар по репутации авиаперевозок в целом, и, в конце концов, крайне неприятное ощущение уже какой-то совсем вызывающей беспомощности и европейского, и евроатлантического, и всех сразу сообществ приличных людей перед лицом Последней Диктатуры Европы.
Исходя из этих несложных соображений мне представляется вполне вероятным, что ЕС и НАТО вместе с ключевыми союзниками решат наложить на Республику Беларусь санкции за то, что будет подано, скорее всего, как грубое нарушение правил безопасности авиаперевозок, а то и акт пиратства.
В их распоряжении есть не очень большой (впрочем, как считать/смотреть), но таки довольно заметный рычаг. Речь идет о доходах за пролет авиаперевозчиков над территорией Беларуси. Я не знаю, о каких суммах идет речь, в случае Украины встречал оценки "порядка 40 млн. долларов".
Пусть даже речь идет про сумму в 10 миллионов, появление в разговоре конкретных, измеримых сумм, позволяет сделать его намного более содержательным и осмысленным.
Одно дело — лихая спецоперация, по ходу которой страна и лично ее Лидер показали, кто в доме хозяин. Да, будут бухтеть, да, могут быть какие-то санкции. Да пошли они все на:?й, пи?*%асы! Не впервой…
Совсем, совсем другое дело, когда у конкретного предложения конкретных людей в погонах появляется предельно конкретная цена. Пусть даже "всего лишь" 10 миллионов. Но — каждый год. Пять лет — пятьдесят. Десять лет — сто. Или двести, как договорятся между собой супостаты.
У Александра Григорьевича в хозяйстве лишних денег нет. С деньгами у него очень серьезные напряги. Настолько серьезные, что в прошлом году, если называть вещи своими именами, все пошло вразнос.
Не сомневаюсь, что ему крайне импонирует идея публично продемонстрировать длину своих рук. Однако не уверен, что он готов заплатить за это даже десять миллионов долларов. Не говоря уже про пятьдесят или сто.
Опять же, статус транзитной державы, на котором, по большому счету, строится вся внешняя политика Беларуси, включая и отношения с Китаем. Стоит ли минутное удовольствие таких жертв?
Полагаю, что с вероятностью, близкой к 100% белорусские власти будут ссылаться на аналогичные действия Украины, как доказательство того, что речь идет о распространенной и легитимной практике. Чем будут парировать эти утверждения европейцы с американцами, и будут ли вообще, я не знаю.
Да и не думаю, что это имеет особое значение. Как показывает опыт прошлых лет, значение имеет только наличие либо отсутствие политической воли. Я смотрю на нынешнюю историю из принципиально иного ракурса, а именно, как может ее использовать украинское государство, причем, конструктивно и с пользой для всех стейкхолдеров.
Тот факт, что именно Украина отметилась в аналогичных некрасивых историях в отношении белорусских авиаперевозчиков, причем, государственных, т.е. непосредственно представляющих Республику Беларусь, создает возможность для проактивной и конструктивной позиции украинского государства в этой истории.
Я сейчас не имею времени детально выписывать, поэтому призываю не судить строго, но постараться понять ход моей мысли.
Итак, как это может быть(в моей версии)? Владимир Зеленский публично обращается к Александру Лукашенко.
1. Он приносит самые искренние извинения за неприятные инциденты, имевшие место в 2016-м и планировавшиеся в 2020-м. Если в 2020-м по его версии ничего "такого" не планировалось, можно об этом заявить, в данном контексте хуже не будет.
2. Заверяет, что находит подобную практику опасной и неприемлемой. Мол, в мирное время не может быть достаточных причин ставить под угрозу ни в чем не повинных людей. От имени Украины обещает никогда более не использовать подобные подходы.
3. Предлагает Александру Лукашенко выступить с совместной инициативой — обратиться к мировому сообществу с предложением взять на себя добровольное обязательство НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ситуации, требующие экстренной посадки транзитных рейсов или даже гражданских бортов в целом, для задержания каких-либо лиц, за исключением подозреваемых в подготовке теракта (угона) против данного рейса. Если подозрения в отношении задержанных не оправдались, они должны быть отпущены в течении 48 часов. Или вовсе исключить возможность посадки с целью задержания, как это имело место с Эдвардом Сноуденом, когда американские спецслужбы хотели похитить его из самолета президента Боливии Эво Моралеса..
Важно4. В отношении нарушителей конвенции Владимир Зеленский озвучивает идею наказывать их прекращением транзитных полетов и соответствующих выплат.
5. Обращаясь к Александру Лукашенко, Владимир Зеленский говорит, что все оценили его, Лукашенко, непреклонную волю. Он таки глыба и человечище, конкретно. Владимир Александрович обращается к Александру Григорьевичу с просьбой показать всем пример великодушия и дальновидности, отпустить Протасевича и тем самым унизить всех сразу недоброжелателей особенно тех, которые сами охотно вот это самое истребителями, а туда же. Рассказывают нам про международное право, лицемеры!
Таким заходом Зеленский:
а) аккуратно предложит внятную содержательную рамку для торга с Лукашенко; б) предложит тому необидный способ аккуратно избежать ненужного и потенциально слишком болезненного (сопряжкнного с чрезмерными издержками) конфликта; в) создаст выгодный для Лукашенко медийный и содержательный фон; г) проявит себя как человек, способный на проактивную дипломатию.
Если АГЛ оценит обозначенные ему издержки, как чрезмерные, а подачу коллеги, как достаточно выигрышную, можно рассчитывать на освобождение Протасевича, торжество здравого смысла и т.п.
Публикуется с согласия автора.