Самолет без крыльев. Что не так с локализацией по-украински

Локализация промышленного производства в Украине запускается без какой-то явной цели. Мы говорим о локализации, но при этом не понимаем, что и зачем хотим локализировать.

Локализация промышленного производства в Украине
Локализация промышленного производства в Украине запускается без какой-то явной цели.

Локализация в Украине не в фаворе. Она не нравится премьер-министру, о чем он сказал на КМЭФ (Киевский международный экономический форум — Ред). Да и среди остальных топ-чиновников особого энтузиазма не видно.

Хотя, когда Рузвельт пришел к власти в США, он принят закон Buy American и начал масштабное строительство инфраструктурных проектов.

Когда Рейган пришел к власти в США, был принят комплексный "Закон о поддержке наземного транспорта", в рамках которого был раздел о локализации — его называют Buy America. И программа масштабного финансирования строительства дорог и мостов.

Когда Байден пришел к власти, то он усилил действие закона "Buy American" и анонсировал план зеленой трансформации экономики в размере 2 трлн дол.

Три разных президента. Одного называют социалистом, второго неолибералом. С третьим еще не определились. Однако, все они использовали одну и ту же комбинацию инструментов для развития экономики: строительство инфраструктуры и локализация.

Здесь не нужно придумывать велосипед. Как не придумывали его другие страны. Китай на основе этих двух инструментов превратил свою страну в одну большую стройку и за 30 лет построил столько, как все развитые страны вместе взятые за 100 лет. И параллельно с этим решил вопрос экономического роста, привлечения иностранных инвестиций, занятости и роста доходов бюджета.

Турция — страна поменьше, но даже она использовала эту комбинацию инструментов, чтобы построить инфраструктуру, привлечь инвестиции, создать рабочие места и увеличить доходы бюджета.

Важно
Вся надежда — на зубную фею. Откуда взять деньги на модернизацию украинской инфраструктуры
Вся надежда — на зубную фею. Откуда взять деньги на модернизацию украинской инфраструктуры

Казалось бы, примеров уйма. Учитывая огромный отложенный инвестиционный спрос из-за изношенности инфраструктуры в Украине, эта отличная комбинация инструментов могла бы стимулировать экономическое развитие. А вместо этого у нас пытаются построить экономику через строительство инфраструктуры без ключевого компонента — локализации, думая, что импорт нам поможет.

Маленькая иллюстрация к сказанному. Укрзализница объявила тендер на покупку 80 поездов общей суммой в 1 млрд дол. Победитель пока неизвестен, но говорят, что им будет швейцарская компания Штадлер.

Укрзализница объявила тендер на покупку 80 поездов общей суммой в 1 млрд дол. Fullscreen
Укрзализница объявила тендер на покупку 80 поездов общей суммой в 1 млрд дол.
Фото: Укрзализныця

Нет, я понимаю, что эта компания обещала наладить производство в Украине. Вот только меня смущают эти обещания! General Electric тоже обещали, а локализации, как кот наплакал. Алстом тоже обещали. И вот, Штадлер обещает.

Думаю, все слышали фразу: "Обещать — не значит женится". Подозреваю, что иностранцы нашли новый ключик к нашему рынку госзакупок. Пообещать локализацию, даже подписать меморандум для замыливания глаз (ведь юридической силы он не имеет), получить готовые контракты, а там — как бог даст.

Важно
Утром стулья, вечером деньги. Почему Украина не помогает своим экспортерам
Утром стулья, вечером деньги. Почему Украина не помогает своим экспортерам

Тем более, все же взрослые люди понимают, что для создания производства нужно время, а еще дополнительно нужно время для производства продукции. Потому, давайте первые поставки мы сделаем с наших работающих заводов за рубежом, а потом постепенно перенесем на ваши. А потом расчет на то, что обязательства забудутся. Это же Украина. На местах появятся новые политики с новыми задачами и проблемами.

Еще меня смущает, что мы говорим о локализации, но при этом не понимаем, что и зачем хотим локализировать. К примеру, когда в Китае говорят о локализации, то там требования доходят до конкретных деталей и запчастей, которые нужно производить внутри Китая. А у нас нарисованный Тризуб на корпусе уже считается локализацией.

И все потому, что локализация в Украине запускается без какой-то явной цели. А на самом деле, целью должно быть привлечение иностранных инвестиций. Получение и освоение иностранных технологий. Подготовка высококвалифицированной рабочей силы. Увеличение эффекта мультипликатора, через увеличение сети поставщиков. Только так локализация принесет ощутимый эффект для экономики.

Первоисточник.