ХАМАС плюс Ливан и Иран. Насколько реальна глобальная война на Ближнем Востоке
В свете недавних событий и международного напряжения вопрос возможности глобальной войны становится актуальным. Понятно, что никто не желает глобального конфликта, но является ли эта угроза реальной? Об этом размышляет почетный консул Государства Израиль в западном регионе Украины Олег Вишняков.
Возможность открытия второго фронта (+ Ливан и Иран)
В последние дни все больше аналитиков говорят, что враги Израиля могут пытаться расширить войну с ХАМАСом, открыв новые фронты, что может заставить Соединенные Штаты напрямую вступить в конфликт воздушными и морскими силами для защиты своего ближайшего союзника в регионе.
На прошлой неделе Пентагон отправил второй авианосец в регион, а также дополнительные самолеты на наземных базах, даже когда Вашингтон отправлял через посредников в Катаре, Омане и Китае сообщения для Ирана во избежание эскалации.
Боязнь открытия второго фронта усугубилась в воскресенье, 15 октября, когда на северной границе Израиля разразились интенсивные бои. Хезболла, иранско-поддерживаемая милиция, которая контролирует южный Ливан, выстрелила ракететами по Израилю, а Израиль ответил артиллерийским обстрелом и авиаударами.
Полномасштабное нападение на север может перенапрячь Израиль, поскольку большинство его сил сфокусированы на возможном наземном наступлении в Газе, на юг.
Но пойдут ли на это Иран или Ливан, понимая, что в случае чего США придут на помощь Израилю?
На 100% мы не можем исключить эту возможность.
После нападения ХАМАСа на Израиль 7 октября тегеранская армия мобилизовалась.
В ответ Джо Байден приказал отправить авианосец Gerald R. Ford, самый большой и самый современный авианосец ВМС США, вместе с сопровождением в восточное Средиземное море на прошлой неделе. Затем в субботу министр обороны Ллойд Дж. Остин III приказал авианосцу "Дуайт Д. Эйзенхауэр" присоединиться. В настоящее время Соединенные Штаты имеют воздушную армаду из более чем 100 штурмовых самолетов.
Пентагон также отправил в Израиль небольшой отряд специальных сил для оказания помощи в разведке и планировании с целью поиска и освобождения заложников, удерживаемых ХАМАСом, среди которых, вероятно, есть американцы.
Ведомственные чиновники Белого дома заявили, что они не рассматривают никаких действий на земле американскими силами. Однако если Хезболла начнет крупную атаку, Соединенные Штаты могут прийти на помощь Израилю, используя морские и воздушные части для обстрела в Ливане.
Что касается Ирана. Однозначно можно сказать, что Иран будет наблюдать за театром боевых действий и, в случае эскалации, вступит в войну в качестве участника.
Итак, на Ближнем Востоке возникает перспектива военных действий — после лет, в течение которых Соединенные Штаты пытались вырваться из того, что называлось "вечными войнами" в Ираке, Сирии и Афганистане и после лет относительно спокойной жизни для Израиля.
После вышеупомянутой перестрелки израильские военные заявили, что определили территорию протяженностью нескольких десятков километров у границы с Ливаном "зоной изоляции", готовясь к худшему. В то же время после того, что произошло на юге, израильтяне напуганы, что это может повториться и на этой границе.
И судя по всему, что одна, что другая перспектива вспышки войны на этой линии границы остается на уровне 50%.
Будет ли обострение на Ближнем Востоке означать начало глобальной войны в регионе?
Существует много факторов, которые говорят против глобальной войны.
Нападет ли Иран на Израиль? 80% вероятности, что нет. Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи открестился от участия Тегерана в нападении боевиков ХАМАС на Израиль. При этом Тегеран не раз признавал, что причастен к оказанию моральной и финансовой поддержки "группировке, контролирующей сектор Газа".
И фактически поздравил ХАМАС с нападением на Израиль.
Все говорит о том, что Иран будет продолжать поддерживать боевиков и угрожать, но на открытое объявление войны Израилю Иран не пойдет. Причины две: первая — есть риск решительного ответа, в том числе военного и санкционного, со стороны главного союзника Израиля — США, вторая — иранский теократический режим, его оружие, и его военные причастны ко многим войнам и прокси-конфликтам, что уменьшает шансы на объявление полномасштабной войны Израилю.
В частности, в Йемене, где Иран поддерживает повстанцев хути, предоставляя им оружие, включая ракеты и дроны-камикадзе, и военных инструкторов; в Сирии Иран является стратегическим партнером сирийского режима Башара аль-Асада, предоставляя финансовую и военную поддержку (Иран также имеет военных на территории Сирии); в Ливане Иран поддерживает Хезболлу, важную организацию для Ирана, которая считает Израиль своим врагом; в Бахрейне Иран поддерживает шиитское большинство, что вызывает конфликт с суннитскими властями страны; в Ираке Иран поддерживает правительство Ирака, где доминируют шииты. Ну и, в конце концов, в Палестине Иран поддерживает палестинский ХАМАС, контролирующий полосу Газа, поставляет оружие в РФ, таким образом непосредственно участвуя в войне против Украины. Ко всему этому добавляются еще и внутренние конфликты в Иране, например, курдский сепаратизм или массовые протесты против ношения хиджабов.
Глобальная война — это сценарий, который никто не желает видеть. Однако Ближний Восток по-прежнему остается одной из самых горячих точек на карте. И температура только растет.
Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции. Ответственность за опубликованные данные в рубрике "Мнения" несет автор.
Важно