Греческие F-16 для Украины: сколько, зачем и когда они могут появиться на вооружении ВСУ

Греция объявила о намерении продать старые истребители F-16. Эксперты Defense Express оценивают эту возможную сделку, анализируя ее с количественной, качественной и ценностной сторон, а также пытаясь понять ее возможные сроки.

F-16
Фото: pinterest.com | Греческие F-16 могут стать неожиданной опцией для украинских ВВС

На фоне того, что Греция закупает сразу 20 F-35, проводит модернизацию F-16 Block 52+ до Viper, а также планирует закупить дополнительные французские Rafale, в оборонном ведомстве страны объявили о планах распродать свои старые машины: F-16 Block 30, Mirage 2000-5 и даже F-4 Phantom.

В целом речь идет о 108 истребителях: 32 F-16C/D Block 30, 24 Mirage 2000-5 Mk. 2 и 33 F-4E PI2000. При этом в Греции довольно оптимистично оценивают перспективы получить за эти машины в целом от 2 до 2,5 млрд евро.

Но эти оценки вполне могут оказаться очень оптимистичными. Как минимум найти клиентов на F-4 Phantom будет очень сложно, потому что речь идет об уже крайне устаревших машинах, которые остаются на вооружении только Турции, Южной Кореи, которая также выводит их из эксплуатации, и Ирана.

Что касается Mirage 2000-5, то в них может быть заинтересована Индия, которая эксплуатирует аналогичные истребители. Но перечень возможных покупателей значительно шире, потому что эти французские машины также стоят на вооружении Египта, Тайваня и ОАЭ.

А вот что касается F-16, то уже в греческих профильных оборонных изданиях активно пишут, что именно Украина вполне может их выкупить или получить иным образом.

Что касается F-16 Block 30, то эти машины Греция выбрала для замены F-5A еще в 1984 году. На это планировалось потратить 940 млн тогдашних долларов, но условия контракта предусматривали локализацию и компенсационные соглашения. Но после очень долгих торгов финальная стоимость программы составила 659 млн долларов, а совместное производство было оценено в 240 млн долларов.

Всего в течение 1989–1990 годов Греция получила 34 одноместных F-16C и 6 двухместных F-16D нового построения. Во второй половине 90-х годов эти самолеты прошли модернизацию "среднего жизненного цикла" Falcon-Up с капитальным ремонтом, заменой четырех конструктивных компонентов фюзеляжа и продлением сроков службы с 4000 до 8000 часов. Работы проводились Hellenic Aerospace Industry.

Также Греция закупила 24 модуля LANTIRN для своих F-16 Block 30, что дало им возможность использования высокоточного вооружения для ударов по наземным целям. Самолеты также должны были получить обновленный комплекс РЭБ ASPIS со станцией помех ALQ-187 I-DIAS.

Важно
Греция может передать F-16 Block 30 Украине: что известно о возможности и вооружении истребителей
Греция может передать F-16 Block 30 Украине: что известно о возможности и вооружении истребителей

Таким образом, греческие F-16, если их сравнивать напрямую с нидерландским, датскими, бельгийскими или норвежскими F-16, имеют более свежую базовую версию Block 30 против Block 15. Отличием между этими блоками можно считать более новую РЛС AN/APG-68 (она появилась в Block 25, в отличие от AN/APG-66). Но все эти самолеты прошли обновления "среднего жизненного цикла" Falcon-Up и MLU, которые, по сути, привели их к одному знаменателю.

Что касается годов производства самолетов, то сказать об этом точно будет возможно только после появления конкретной информации о европейских F-16, но если разница и будет, то в пределах нескольких лет в пользу немного младших греческих машин. В то же время греческие источники отмечают, что ресурс их истребителей исчерпан лишь на 60%, но это, конечно, требует проверки.

Стоимость таких бывших в употреблении F-16 вполне может показать довольно реалистичная сделка между Данией и Аргентиной на продажу 24 аналогичных истребителей. Сейчас известна стоимость: 24 подержанных F-16 MLU за 338 млн долларов, то есть по 14 млн за самолет. В случае аналогичного ценника на греческие — 448 млн долларов.

Хотя в Афинах могут желать большего, это также может быть исключительно условной стоимостью. Потому что в случае усиления этими самолетами ВСУ Греция получит скидку на закупку нового американского вооружения, включая те же F-35.

Таким образом, остается лишь вопрос сроков. Перевооружение греческих вооруженных сил запланировано до 2030 года, а первые F-35 должны поступить не ранее 2028 года. Сроки же модернизации F-16 Block 52+ до Viper точно не объявлены. Но дело в том, что если Греция действительно хочет получить средства или скидку за эти F-16, то это вряд ли будет касаться периода конца десятилетия.

Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции. Ответственность за опубликованные данные в рубрике "Мнения" несет автор.

Источник

Важно
"Советским истребителям не хватает дальности": F-16 помогут Украине бороться с КАБами, — Forbes
"Советским истребителям не хватает дальности": F-16 помогут Украине бороться с КАБами, — Forbes