Русский флаг над Булонским лесом. Как Украина может противостоять культурной экспансии РФ

Россия воюет с Украиной не только танками и ракетами, но и культурой. Аналитик Алексей Копытько обращает внимание на то, как продвигает нужную государству повестку всемирно известный Эрмитаж — и как нам не мешало бы поучиться этому у врага.

эрмитаж, санкт-петербург
Фото: "Известия" | Эрмитаж - надежное оружие российской имперской политики
Related video

Пока десятки тысяч специалистов по Ближнему Востоку ломают копья "что же это было", небольшой сюжет выходного дня на тему, как с нами воюет Россия.

Свежее интервью одного из самых квалифицированных и опасных (по факту) врагов Украины — директора Эрмитажа Михаила Пиотровского — в полной мере раскрывает уровень войны, на котором Украина не просто проигрывает — а куда вообще нечасто поднимается, чтобы защитить свои интересы.

Для понимания. Годовой бюджет Эрмитажа — 5 млрд рублей, из которых 3 млрд — это финансирование от государства (порядка $32 млн).

Итого: стоимость в год (!) такого оружия, как Эрмитаж — 10 танков Т-90. У нас модно высчитывать стоимость российских ракетно-дроновых атак. Годовой бюджет Эрмитажа — это 3-10 ракет, в зависимости от типа.

Как работает

Пиотровский: "…Вот мы делали эти знаменитые выставки коллекций Щукина и Морозова, которые прозвенели на весь Париж (2016 и 2021 гг. – "Ведомости"). И опять же, был тогда вопрос, зачем мы везем куда-то свои сокровища. А мы не просто показали всей Франции, что у нас есть вещи, – показали, что наши мудрые торговцы оценили фьючерс, покупали то, что вырастет в цене. И таким образом они, благодаря своим вложениям, создали все новое французское искусство. Это было откровение, это было очень важно. И когда уже случился февраль [2022 г.], а выставка еще оставалась [в Париже], я говорил — это русский флаг над Булонским лесом. И так это было, и так это воспринималось, хотя не всем это нравилось…".

Также он раскрывает нюансы поточного взаимодействия:

  • научные контакты с Западом остаются, на индивидуальном уровне и без выпячивания все продолжается. Т.е., все это работает против нас прямо сейчас, а как только наметится послабление санкций – будет взрыв российского присутствия в публичном поле;
  • Эрмитаж открывает "уголки" музея в целевых странах. Например, есть момент политических трений с Арменией — Эрмитаж создает "уголок" в музее Эребуни в Ереване. Крючочек, на который можно нанизывать связи;
  • Эрмитаж и другие топовые российские музеи имитируют присутствие в мировом контексте — создают параллельные выставки. Например, "…в Оксфорде делают громадную выставку фламандских рисунков. У нас — и мы, и ГМИИ им. Пушкина — делаем параллельно громадную выставку фламандской живописи, показывающую, как мы можем только из российских коллекций делать принципиально интересные, насыщенные смыслом экспозиции…". Такие выставки есть с Германией, с Китаем (много) и др. Это неизбежно заигрывается в инфополе целевых стран с сигналом: будет лучше, если вернуть РФ;
  • Эрмитаж активно идет в цифру, чтобы обойти санкции. В данной сфере развиваются контакты с высокотехнологичными компаниями. Упомянуты были, в частности, южнокорейские;
  • партнерами Эрмитажа в разворачивании сетевых проектов на земле являются… "Росатом" (!), "Роснефть" и другие подсанкционные монстры.

И тому подобное.

Сам Пиотровский, а также многие российские музейщики — это военные преступники, без натяжек. Они не только поддерживают и оправдывают агрессивную войну — они участвуют в разграблении украинских музеев на оккупированных территориях. Это официально является частью российской оккупационной политики и практики.

эрмитаж Fullscreen
В залах Эрмитажа есть о чем красиво рассказать
Фото: скриншот

Пиотровский открытым текстом говорит: продвижение имперского дискурса внутри РФ и за рубежом — один из приоритетов Эрмитажа (второй — это "диалог культур", где посредством Эрмитажа РФ может говорить и с Западом, и с Востоком).

Российская империя (затем СССР и РФ) триста лет инвестировали в это универсальное оружие. Как любой имперский музей, Эрмитаж в значительной мере является результатом грабежа колоний/периферии (особенно Украины).

Но именно это и делает его естественными союзниками лучшие музеи Европы, ибо их величие формировалось так же. И многие исходят из того, что "конфликт" когда-то же закончится, так зачем ссориться с влиятельными людьми, у которых на руке "Росатом" с "Роснефтью"?

С учетом всего этого, выбить у Кремля такое оружие неимоверно сложно.

Симметричными действиями — невозможно.

А работает оно на том уровне, где живут обитатели "центров принятия решений". Ввиду чего возникает "стеклянный потолок", в который мы упираемся (его удавалось пробивать весной-летом 2022 года за счет обращения лидеров Украины напрямую к обществам разных стран, но этот краник системно прикручивали и прикрутили).

Однако даже в этих условиях — масса ниш, о деталях которых я умолчу.

Самое важное, что надо осознать: 500 метров переукладывания брусчатки — это годовой "бюджет развития" любого из лучших украинских музеев, которые могут в отдельно взятой стране уравновесить или даже перевернуть восприятие Украины.

Отговорка, что не все можно тратить на прямые военные расходы тут не работает – это невоенные расходы. Но де-факто — инвестиции в оборону. Особенно — на длинном отрезке.

Тут есть лобовые параллели. Весной 2022 года Минобороны тащило артиллерийские боеприпасы отовсюду. Но часть ресурса была направлена на производство с поставкой во второй половине 2023 года. Это вызывало буквально припадки у любителей подруливать обороной, не неся ответственности. Так вот. Когда доступные склады были опустошены, как раз начали ехать заказанные за год до этого снаряды.

И это помогло выжить (к удивлению и неудовольствию многих) в период, когда снизилась западная помощь.

Не делая инвестиций (микроскопических в плане бюджетов) в долгосрочные инструменты устойчивости, мы провалимся на любой более-менее длинной дистанции.

У россиян многому нужно учиться — это поможет их же одолеть.

Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции. Ответственность за опубликованные данные в рубрике "Мнения" несет автор.

Источник

Важно
Экспозиция-сенсация. Музей текущей войны: звезда из сапог, окна из мин, полмиллиона посетителей
Экспозиция-сенсация. Музей текущей войны: звезда из сапог, окна из мин, полмиллиона посетителей