Новый глобальный порядок: какой мир собираются строить Трамп, Си и Путин

Дональду Трампу, Си Цзиньпину и Владимиру Путину легко договориться, потому что в голове у них — одно и тоже: империализм, считает политический обозреватель Андреас Клют в колонке для Bloomberg. На горизонте отчетливо замаячил новый мировой порядок…

трамп, си цзиньпин, путин, сша, китай, россия
Фото: Анна Кудрик (коллаж) | Три новых империалиста
Related video

Война и мир в наше время будут зависеть от решений различных мировых лидеров, но этих трех президентов — прежде всего: Дональда Трампа в США, Си Цзиньпина в Китае и Владимира Путина в России. Загляните в их умы и оцените идеи, которые там витают. Вы обнаружите не столько столкновение идеологий, сколько общность мышления. А это чревато неприятностями.

Во время "холодной войны" американские и советские лидеры действительно придерживались конкурирующих идеологий. Первые выступали за свободу и капитализм (или "либерализм"), вторые — за различные оттенки марксизма-ленинизма. Примечательно, что эта пугающая ситуация оказалась довольно стабильной. "Холодная война" оставалась "холодной" (если только вы не оказались на линии фронта прокси-войны) и в конечном итоге была разрешена мирным путем.

В отличие от этого, Путин и Си — а теперь, по-видимому, и Трамп — подчиняются не столько идеологии, сколько более простым инстинктам: воле к власти и общей жажде доминирования, включающей территориальную экспансию. "Империализм" — вот слово, которое описывает этот менталитет. Он был нормой на протяжении большей части истории, включая конец XIX и начало XX века, когда великие державы соперничали не за идеи, а за колонии, земли и мощь. Эта конкуренция привела прямо в окопы Первой мировой войны.

Аналогия показывает, почему "нынешний период — это не повторение "холодной войны". Он более опасен". Так считает Кондолиза Райс, которая была советником по национальной безопасности и госсекретарем при Джордже Буше-младшем, а сейчас руководит Гуверовским институтом в Стэнфордском университете.

Важно
Путин получил "черную метку". Зачем Трамп запустил тему об убийстве российского диктатора
Путин получил "черную метку". Зачем Трамп запустил тему об убийстве российского диктатора

Советский Союз стремился экспортировать свою идеологию в страны, находящиеся под его пятой, но в остальном он практиковал автаркию, отрезая себя и свои вассальные государства от мировой экономики. В отличие от этого, Китай Си, хотя и остается коммунистическим по названию, безразличен к стилю правления, который выбирают соседние страны. Но он требует, чтобы они подчинялись Пекину.

То же самое касается и Путина. Он воображает себя не реинкарнированным Лениным или Сталиным, а новым царем по примеру Петра или Екатерины, собирающим русские земли и другие территории. Он пытается приукрасить это шарлатанскими историческими теориями о том, что, скажем, украинцы на самом деле являются русскими, сами не подозревая об этом. Но единственное связное повествование в голове Путина — это история его собственного могущества, которое, как он считает, он должен проецировать через ирредентистское, экспансионистское и агрессивное российское государство.

До недавнего времени на пути неоимпериализма в том виде, в каком его воплощает Си в Азии или Путин в Восточной Европе, обычно стояло что-то большое. Это были Соединенные Штаты, которые имеют традицию исключительности и часто определяли себя либо как маяк свободы, либо как крестоносец в битве за нее. После Второй мировой войны США создали либеральный международный порядок, основанный на определенных правилах — систему, которая, по крайней мере в теории, сдерживала джингоистский империализм великих держав и позволяла малым странам процветать.

Однако американская исключительность пошла на спад, начиная с Буша и Райс и их войн в Ираке и Афганистане. Это не сыграло заметной роли в первый срок Трампа, а затем лишь робко вернулось при Джо Байдене, который пытался, но безуспешно, представить мировую политику как соревнование между автократиями и демократиями под руководством США. Но Америка по-прежнему рассматривала себя, по сути, как антиимпериалистическую державу.

Все изменилось в этом месяце, когда Трамп во второй раз принес присягу. Он запугивает Данию, потому что хочет включить Гренландию в состав США, Панаму, потому что хочет "забрать" свой построенный американцами канал, и даже Канаду, которую считает подходящей для 51-го штата. Путину и Си ему было нечего сказать (кроме криков о том, что "пришло время заключить сделку" в Украине).

Он также выбрал необычного предшественника для приветствия в своей инаугурационной речи. Если другие недавние президенты обычно ссылались на кого-нибудь из тех, чьи лица высечены на горе Рашмор, то Трамп отправил свою аудиторию к энциклопедиям, восхваляя 25-го президента, Уильяма Маккинли.

Важно
Зонтик от Трампа: чем важна для Украины новая оборонная доктрина США
Зонтик от Трампа: чем важна для Украины новая оборонная доктрина США

Одна из причин заключается в том, что Маккинли был протекционистом и широко использовал торговые тарифы, которые Трамп любит, любит, любит. Другая причина заключается в том, что он также был самым откровенно империалистическим президентом в американской истории, захватив Кубу, Пуэрто-Рико, Гуам, Филиппины, западные острова Самоа и Уэйк-Айленд, а также аннексировав Гавайи.

"Вместо того чтобы победить империализм, — замечает автор Чарльз Купчан, — при Маккинли США "приняли его", хотя и ненадолго. На выборах 1900 года демократы, баллотировавшиеся против Маккинли, предупреждали, что "империализм за рубежом быстро и неизбежно приведет к деспотизму у себя дома". Они проиграли. Но ко времени Первой мировой войны общественное мнение вновь резко ополчилось против империализма, видя в нем разложение американской исключительности.

Трамп не может похвастаться такой проницательностью. И это радует Путина и Си. Каждый из них по-своему надеется заключить с Трампом сделку по разделу земного шара на сферы влияния. В Кремле особенно тешат себя надеждами, что Путин и Трамп пожмут друг другу руки в "новой Ялте".

Ялта — это курорт в Крыму (британский писатель Уинстон Черчилль называл его "Ривьерой Аида"), где 80 лет назад Франклин Рузвельт, Сталин и Черчилль встретились, чтобы выработать послевоенное урегулирование. Рузвельт жаждал получить согласие Сталина на новый порядок, который объявит империалистическую агрессию вне закона и будет оформлен в виде организации под названием Организация Объединенных Наций. На бумаге он это получил. Однако на деле он и Черчилль приняли соглашение, по которому Сталин продолжил порабощение центральной и восточной Европы. Американцы стали воспринимать Ялту как поражение принципа, русские — как победу политики силы, а поляки, прибалты и другие — как вопиющее предательство.

Сегодня мир, похоже, обречен на новую Ялту между Трампом, Путиным и Си. Это будет пакт между империалистами, не основанный ни на каких возвышенных идеологических воззрениях, кроме представления о том, что сила есть право, а принуждение — честная игра. Это может привести к войне между ними, если они не смогут договориться о трофеях. Это, безусловно, обречет на гибель некоторые малые страны, оказавшиеся в центре. И как поняли демократы в 1900 году, а Путин и Си доказали — империализм за рубежом приведет к деспотизму и внутри страны.

Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции. Ответственность за опубликованные данные в рубрике "Мнения" несет автор.

Источник

Важно
Трамп пугает — Путину не страшно: почему мира в Украине по команде не получилось
Трамп пугает — Путину не страшно: почему мира в Украине по команде не получилось