Революция кармана. Кто и почему организовал Майдан-2

Шкурные мотивы стали движущей силой народных волнений. Украинцы объединились, чтобы защитить свои интересы и заодно вспомнить, каково это – бороться за что-то сообща

Related video

Ожидание мифического лидера, подозрительное отношение к организаторам протеста и недоверие к власти, беспомощность оппозиции и неактуальность старых лозунгов – все эти ключевые проблемы украинского общества сошлись в одной точке – на киевском Майдане, откуда предприниматели из 200 городов Украины пытаются в буквальном смысле докричаться до руководства страны. Казалось, события последних лет надолго, если не навсегда отбили у людей желание протестовать против чего-либо посредством массовых меро­приятий. Однако, как и в 2004-м, низы по-прежнему хотят отстаивать свои гражданские права громко и заметно.

Уравнение с неизвестным

"А он здесь что забыл?" – раздались над Майданом недоуменные возгласы, когда очередной оппозиционный депутат вышел на сцену. Все первые дни митингов только и разговоров было о том, как нужен предпринимателям лидер, который бы организовал, возглавил, стал истинным выразителем их интересов и т. п. Но если на эту роль не нашлось ни одной реальной кандидатуры за все время существования в Украине бизнеса как такового, то уж за 10 дней волнений вокруг Налогового кодекса он вряд ли мог появиться. Особенно странно в роли бунтарей выглядели те, кто находился при власти в течение нескольких лет, но так и не решился на обдуманные налоговые реформы.

"Если политики поддерживают нас как частные лица, то мы принимаем такую поддержку", – объяснил Фокусу позицию митингующих один из членов координационного совета акции протеста предпринимателей Андрей Панаетов. Хотя весьма проблематично представить, например, лидера "Батькивщины", обычным гражданином. Так же как и Олега Тягнибока, не скрывающего своей радости по поводу возрождения старого лозунга "Свободу не спинити!". "Если у этого протеста не будет политической координации, ничего не получится, – напирал Тягнибок, со скандалом пробившийся на сцену Майдана. – Против политической власти неполитическая акция не пройдет".

Но пока политики бурно выясняли, кто из них будет "главным спасителем базаров", сами предприниматели заговорили о провале своей акции. "Когда я высказал пожелание подключиться к координационной группе, один из руководителей акции сообщил мне прямым текстом, что в нее вошли "уважаемые люди", а мы туда не попадем, поскольку у нас нет флагов и автобусов, – рассказал Фокусу интернет-предприниматель Денис Олейников. – После этого я почувствовал, что это уже не та акция, в которую я верил изначально".

Подмена понятий

Запал, с которым предприниматели пришли на Майдан, угасает параллельно со сменой провозглашаемых со сцены лозунгов. Начали "за здравие" – об отмене Налогового кодекса в новой редакции, но традиционно закончили "за упокой", призвав к свержению власти.

Тут же проявилась разношерстность состава митингующих и наметился раскол. "Ради чего мы тут собрались? Чтобы добиться ветирования кодекса, его возврата на доработку, устранения из текста спорных норм, – рассуждает один из активистов. – И это весьма масштабная задача. Но нет, митингующие ведут себя как жена рыбака в "Сказке о рыбаке и рыбке". Они не желают терем – они хотят быть "владычицей морскою", то есть импичмента Януковичу, досрочных выборов Рады, отставки Кабмина, показательных судов и еще Бог знает чего. Это нереально, но драйв Майдана делает свое дело, и расходиться по домам, удовольствовавшись малым, многим уже неинтересно".

Акция еще толком не оформилась, а предприниматели уже начали выяснять, кто является "настоящим" протестующим, а кто недостаточно разделяет или неверно толкует идеалы нового Майдана. Только понимание того, что людей и так слишком мало, чтобы дробиться на группировки, пока удерживает их вместе.

Реакция горения

"На Майдан вышли уклонисты от налогов" Фокуса

Надо ли говорить, что это не самая конструктивная и выигрышная позиция исчерпала себя уже к вечеру вторника. В итоге Николай Азаров, находящийся с визитом в Ливии, спешно пообещал компромисс, Андрей Клюев по заданию премьера встретился с предпринимателями и согласился выполнить часть их требований, позже пополз слух о готовящемся президентском вето – в общем, нужно было спешно спасать ситуацию. В результате пришли к тому, с чего нужно было начинать, – власть договорилась с политсоветом протестующих о внесении корректив в новый Налоговый кодекс, которые депутаты разработают совместно с бизнесменами. Регионал Виталий Хомутынник даже выразил уверенность в возможности достичь компромисса и внести в кодекс поправки, которые удовлетворили бы представителей малого и среднего бизнеса.

В этой истории большой ошибкой выглядят и действия правоохранительных органов. Сообщения о недопуске гаишниками в Киев автобусов с предпринимателями из регионов, о задержании милицией одного из организаторов акции, о стягивании к Майдану автобусов с "Беркутом" для опытного революционера становятся козырными картами. Когда протесты начинают давить "танками", для обывателя, следящего за событиями по телевизору, уже не важно – предприниматели протестуют или врачи с учителями. Он выходит поддержать себе подобных из принципа. Но среди организаторов предпринимательского протеста не нашлось человека, способного распорядиться таким подарком, а милиция вовремя остановилась.

Как бы там ни было, разногласия и ошибки митингующих не умаляют важности происходящего. Такого эффекта консолидации не дали ни местные выборы, ни откат конституционной реформы, ни какой-либо другой политический повод, а уж их за последние два года было предостаточно. Для страны, которая еще две недели назад не верила в то, что удастся собрать хотя бы пару тысяч протестующих, сам факт повторного Майдана – весьма интересное открытие. И эффект от этого открытия будет куда большим, чем изменения в Налоговом кодексе, которых, скорее всего, удастся добиться.

Словом единым

Пока рыночные торговцы вышли на площади, предприниматели средней руки и сочувствующие им юзеры подняли бурю протеста в сети – блоги традиционно взорвались "программными" заявлениями и манифестами, а "Твиттер" стал инструментом координации действий

rivnet.livejournal.com
Украина – страна вынужденного предпринимательства. Миллионы людей потеряли работу, и им приходится вести "бизнес". По сути, они просто продают свое время и силы за скромное вознаграждение. Это никакой не бизнес в истинном понимании этого слова. Они не хотят рисковать, это чистой воды фрилансеры. Миллионы предпринимателей хотят видеть свой "бизнес" таким же простым в администрировании, как и наемную работу, – это единственная знакомая им форма деятельности. Поэтому и возник культ упрощенки – она максимально напоминает получение зарплаты. И, кстати, ничего общего с налогообложением бизнеса не имеет.

kermanich.livejournal.com
Много аполитичной, согнанной или нанятой публики. В переулке на Городецкого "сотник" на моих глазах рассчитывался с майданарбайтерами. А люди из Василькова, работники какой-то торговой фирмы, честно говорят, что их организованно привезло начальство.

@steve_rudka
– Прошу поменять гаранта конституции по гарантии.
– Ничем не можем помочь – вся партия бракованная.

@Sudilkovska
Акція переросла у тусню. Якщо і далі так триватиме, нічого не діб"єтесь. Під ВР роки 2 поспіль жили віруючі за відновлення храму, і що?

@andrewdaf
На Майдане можно устраивать клуб анонимных избирателей, голосовавших за Януковича, извиняющихся перед людьми.

@fp_2010
Майдан! Люди! Вы хоть чуть-чуть фильт­руйте выступающих!

facebook.com/ЛесяПадалка
В новостях о митинге предпринимателей большой акцент делается на возможность/необходимость онлайн-трансляций в соцсетях. Сколько лет прошло, а все пытаются сделать, "как у Обамы".

Владимир Денисенко, Александра Бурд, Фокус