Сюжет дня. Как сегодня видят события 1991 года их участники
20 лет назад, 19 августа 1991 года, Советский союз пережил так называемый "августовский переворот", ускоривший развал СССР и подтолкнувший советские республики к независимости. Даже сейчас политики советской закалки и бывшие диссиденты расходятся во мнениях, как именно необходимо было поступать в то время
19 августа 1991 года представителями высшего руководства СССР во главе с вице-президентом Геннадием Янаевым была предпринята попытка осуществить государственный переворот и сместить Михаила Горбачева с поста президента СССР.
Создав Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), противники политического курса, проводимого Горбачевым, пытались не допустить подписание в Ново-Огарево нового союзного договора, который значительно расширял права и свободы советских республик, входящих в состав СССР. Фактически, вместо единой империи должна была появиться конфедерация союзных государств. То есть, с точки зрения самих ГКЧП-истов, они пытались предотвратить распад СССР.
"Августовский путч" продлился три дня. 19 августа в 6 утра в Советском союзе было введено чрезвычайное положение. По радио и телевидению участники ГКЧП объявили, что Горбачев по состоянию здоровья не может исполнять обязанности президента, в связи с чем полномочия главы государства переходят к Геннадию Янаеву. В это время был приостановлен выпуск практически всех газет и телевизионное вещание - советское ТВ весь день транслировало балет "Лебединое озеро".
20 августа в Москве собирался многотысячный митинг противников путча. Сопротивление ГКЧП возглавил президент РСФСР Борис Ельцин, который подписал указ, согласно которому, создание Комитета было квалифицировано как попытка государственного переворота.
В ночь на 21 августа была предпринята неудачная попытка штурма Дома советов РСФСР (Белого дома), в результате которой погибли трое гражданских лиц. Попытка переворота провалилась. Из Москвы начался вывод войск, а уже 22 августа Горбачев вернулся в столицу и отдал приказ арестовать заговорщиков, которые впоследствии были амнистированы или оправданы.
Неудачная попытка сохранить СССР обернулась провалом. Более того, именно путч в 1991-м ускорила процесс развала Союза, уверены непосредственные участники тех событий.
Глава Компартии рабочих и селян Украины Леонид Грач, возглавлявший в 1991 году крымский обком КПСС, уверен, что Советский союз можно было бы сохранить посредством ГКЧП, если бы там нашелся сильный лидер.
"Увы, Горбачев сделал свое черное дело, когда разворотил партноменклатуру, дал почувствовать запах жареного, что можно начинать воровать партийным боссам. Если бы хоть один мужик в ГКЧП был, который кулаком по столу стукнул, тут же все успокоились. Печально подводя итоги за 20 лет, мы можем сказать, что страна разорена, никакой перспективы в разновекторном состоянии, которое случилось после развала СССР, быть не может, и в повестку опять вошел вопрос, как нам объединится. А тех, кто собирался и пьянствовал в Беловежской пуще, надо судить народным судом, повесить за одно место, чтобы висели и сохли", - заявил он Фокус.ua.
Не соглашается с Грачем первый президент Украины Леонид Кравчук, подписавший со стороны Украины Беловежское соглашение о создании вместо СССР Содружества независимых государств (СНГ). В комментарии Фокус.ua он подчеркнул, что именно ГКЧП стал катализатором для того, чтобы республики, входящие в СССР, объявили о своей независимости.
"Я думаю, что в советском союзе в обществе уже с 1986 года назрела ситуация, когда много людей и в центре, и в республиках понимали, что СССР начал шататься. Горбачев делал вид, что он управлял страной, но на самом деле не управлял. Когда партия потеряла руководящую роль и все начало разваливаться, мы начали искать пути сохранить, прежде всего, свои народы. Я думал об Украине, Ельцин – о России, Шушкевич – о Беларуси. Когда мы собрались вместе, мы начали рассматривать варианты, как изменить ситуацию, чтобы не допустить кровопролития, чтобы под завалами огромной страны не погибли люди. Но когда некоторые руководители бывшего СССР решили возвратить страну назад неконституционным способом, то есть через ГКЧП, мы все поняли, что центр не хочет демократии, верховенства права, свободы для республик. ГКЧП стало катализатором. И я сделал вывод, что надо самому искать выход и свободу для своей страны", - объяснил экс-президент.
В свою очередь первый зампредседателя Верховного Совета УССР в 1990-1991 годах Иван Плющ, под председательством которого 16 июля 1990 года была принята Декларация о суверенитете Украины, считает, что ГКЧП – это горе для тех стран, которые хотели вместо СССР создать новый союз с большей свободой для входящих в него государств.
"Я был непосредственный субъектом новоогаревского процесса. Мы приехали делать новый союз, а нам предлагали новую оболочку, но со старым содержанием. Я и сейчас хочу сказать, что бракоразводный процесс, который задумывался в новоогаревском процессе, закончился в худшем варианте. Мы потеряли рынок, огромное пространство, которое называлось СССР, нарушили все связи. ГКЧП - больше горе для тех субъектов, которые должны были создать обновленную конфедерацию бывших республик СССР. Я сознательно говорю конфедерацию, потому что проект союзного договора, который обсуждался, носил федеративный характер, а мы предлагали именно конфедерацию", - рассказал политик корреспонденту Фокус.ua.
Автор Акта провозглашения независимости Украины, политический деятель, украинский диссидент времен СССР Левко Лукьяненко уверен, что если бы ГКЧП не произошло, Украина все равно обрела бы свою независимость, но позже на год-полтора.
"20 августа (1991 года - ред.) должен был быть подписан новый союзный договор, который расширял права союзных республик. Русские шовинисты во главе с вице-президентом Янаевым решили не допустить этого и поэтому попытались осуществить переворот. Они запаслись 230 тысячью наручников и готовились к массовым арестам. Но вместо этого организовали пресс-конференцию, где начали объяснять, почему они решили создать ГКЧП и так сказать навести порядок. Перевороты так не делаются. И я считаю, что создание ГКЧП ускорило провозглашения республик независимыми государствами. Если бы этого не сделали, то Украина бы стала независимой через год, или полтора. Реваншисты хотели удержать империю от развала, но только этот процесс ускорили", - сказал он Фокус.ua.
Евгения Вецько, Фокус.ua